В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в т.ч. сельские и поселковые.
В настоящее время государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх звеньев:
ü федеральный бюджет
ü республиканские, краевые и областные, городские (Москва и Санкт-Петербург), бюджеты автономных округов и областей
ü местные бюджеты (городские, районные, поселковые, сельские).
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Через федеральный бюджет образуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.
Выступая как система денежных отношений, федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.
По форме федеральный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке.
Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона.
Принятие бюджета вызвано объективной необходимостью. Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
В отличие от федерального центра регионы Российской Федерации не имеют возможности решать свои бюджетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштабного привлечения спекулятивного финансового капитала. В результате региональные бюджеты оказываются неспособными исполнять взятые на себя финансовые обязательства, а их дефицит покрывается путем необеспеченных заимствований и возрастающей эмиссии денежных суррогатов, представляющих собой различные формы территориальных взаимозачетов и налоговых освобождений.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Экономическая аналитика:
Налоговые просчеты пропорций макроэкономического регулирования
Анализ периода экономического роста в Украине свидетельствует о том, что правительство Украины выработало собственный способ увеличения темпов повышения совокупного спроса (классические и альтернативные варианты мы рассматривали выше): осуществление мягкой бюджетной и жесткой налоговой политики, эк ...
Пути повышения эффективности использования оборотных средств
Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внешним факторам можно отнести такие, как общеэкономическ ...
Финансы и мирное реформирование общества
Попытки революционного преобразования общества в нашей стране и странах Восточной Европы не дали обнадёживающих результатов. В тоже время движение по пути социальных реформ ряда стран, представило убедительные доказательства эффективности избранного ими пути. Преимуществами эволюционного развития о ...