Характер бюджетного устройства зависит не только от социально – экономического устройства общества, но и от национально–государствен – ного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.
Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
ü Единство бюджетной системы РФ
ü Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
ü Самостоятельность бюджетов
ü Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
ü Сбалансированность бюджета
ü Достоверность бюджета
ü Эффективность и экономность использования бюджетных средств
ü Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов
ü Гласность
ü Адресность и целевой характер бюджетных средств.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип единства бюджетной системы
заключается как в единообразном порядке составления бюджетов, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.
Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую. И фискальную политику государства.
В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов
означает:
ü Право законодательных органов государственной власти и
ü органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс
ü Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня
ü Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов
ü Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов
ü Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов
ü Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные, определенные законом, обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Экономическая аналитика:
Доходы Государственного бюджета Украины по Автономной Республике Крым
В Государственный бюджет Украины по Автономной Республике Крым поступило доходов в сумме 1427,1 млн.грн., в том числе налогов, сборов и других платежей –1382,9 млн.грн, межбюджетных трансфертов – 44,2 млн.грн. Поступления в общий фонд составили 978,3 млн.грн., в специальный фонд – 448,8 млн.грн. (с ...
Финансово-экономическая оценка предлагаемых
мероприятий
Возможности современных методик анализа эффективности использования финансовых ресурсов не отражают динамику изменений финансового состояния предприятия, поэтому рассмотрим методику, основанную на определении форм «финансового равновесия», которая позволяет оценить финансовую устойчивость во времен ...
Методы управления финансовыми рисками на предприятии
Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивость. Различают общую, ценовую, финансовую и т. п. грани устойчивости. Финансовая устойчивость является главным компонентом общей устойчивости предприятия. Финансовая устойчивость предприятия – это такое состояние е ...