Принципы бюджетной системы

Эффективные финансы » Бюджетная система РФ » Принципы бюджетной системы

Страница 1

Характер бюджетного устройства зависит не только от социально – экономического устройства общества, но и от национально–государствен – ного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

ü Единство бюджетной системы РФ

ü Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

ü Самостоятельность бюджетов

ü Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

ü Сбалансированность бюджета

ü Достоверность бюджета

ü Эффективность и экономность использования бюджетных средств

ü Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов

ü Гласность

ü Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип единства бюджетной системы

заключается как в единообразном порядке составления бюджетов, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую. И фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению

расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов

означает:

ü Право законодательных органов государственной власти и

ü органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс

ü Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня

ü Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов

ü Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов

ü Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов

ü Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные, определенные законом, обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внеш ...

Организационно-правовая форма, виды деятельности
Открытое Акционерное Общество «Кировский завод по обработке цветных металлов», именуемое в дальнейшем Общество создано на основании Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721, решения учредителя - Комитета по управлению имуществом ...

Налоговые доходы бюджетов разных уровней
К регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам так ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru