Сбалансированность бюджетов

Эффективные финансы » Бюджетная система РФ » Сбалансированность бюджетов

Принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные организации должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Что касается бюджетного дефицита, то всегда надо помнить о том, что это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.

Для его покрытия государство может использовать следующие способы:

– увеличение денежной массы в обращении (эмиссия)

– выпуск государственных займов

– увеличение налогового бремени

– получение внешних займов

Денежная эмиссия не оказывает отрицательного влияния на объем частных инвестиций, поскольку приводит к снижению ставки банковского процента. Однако этот способ вызывает усиление инфляционных тенденций в экономике.

Выпуск государственных займов представляет собой неинфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, что является его несомненным достоинством. В то же время ему присущи два серьёзных недостатка:

1. Выпуск государственных ценных бумаг вызывает повышение ставки процента, что приводит к снижению инвестиционной активности частного бизнеса.

2. Покупая государственные ценные бумаги, частные лица затрачивают не только свои сбережения, но и часть дохода, которая могла бы пойти на потребление, что приводит к сокращению совокупного спроса.

Увеличение налогов однозначно отрицательно влияет как на потребительский, так и на инвестиционный спрос. Положительный эффект может дать только повышение на сверхвысокие доходы.

Что же касается внешних займов, то этот путь ведет к увеличению внешнего долга страны.

Проблема бюджетного дефицита тесно связана с проблемой государственного долга. Он представляет собой временную мобилизацию государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска займов. Величина государственного долга равна общей сумме задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним.

Различают два вида государственного долга:

1. Внешний долг – это долг данной страны иностранным государствам, международным организациям и иностранным частным лицам. Рост внешнего долга может привести к утрате экономической, а в перспективе и политической независимости государства.

2. Внутренний долг – увеличение данного вида долга не создает особых проблем, так как по существу этот долг страны самой себе. Противники увеличения внутреннего долга полагают, что он ложится тяжелым бременем на экономику, о чем говорят постоянно растущие расходы государственного бюджета по обслуживанию этого долга.

Еще один аспект бюджетного дефицита связан с его качеством, которое может быть различным.

Во-первых, дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.

В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.

Для страны с динамично развивающейся экономикой, с устойчивыми, а главное, эффективными международными связями бюджетный дефицит не страшен. Однако при этом количество бюджетного дефицита не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Экономическая аналитика:

Либерализация валютного законодательства России
На протяжении последних лет в России постепенно либерализуется валютное законодательство. Важнейшим шагом в этом направлении стал ввод в действие новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Ранее в соответствии с этим законом отменен ряд ограничений на валютные операции. В ...

Анализ финансовой устойчивости на базе абсолютных показателей
Соотношение стоимости запасов и величины собственных и заемных источников их формирования является одним из важнейших факторов устойчивости финансового состояния предприятия. Для обоснования используется модель бухгалтерского баланса предприятия: , (10) где F – внеоборотные активы и долгосрочная де ...

Определение риска
Прежде всего определим исходное, базисное понятие “риск”, имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле слова. Под хозяйственным (предпринимательским) будем понимать риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, ус ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru