Бюджетный процесс и бюджетное планирование

Эффективные финансы » Бюджетная система РФ » Бюджетный процесс и бюджетное планирование

Страница 1

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

В ст. 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» дано следующее его определение: «Бюджетный процесс

– регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Согласно гл. 18 ст. 151 БК РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

ü Финансовые органы

ü Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России)

ü Органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их исполнении – это прерогатива органов государственной законодательной власти и представительных органов местного самоуправления.

Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджет любого уровня принимается как законодательный акт, срок действия которого определяется финансовым (бюджетным) годом. Счетный период включает в себя финансовый год и дополнительный (льготный) период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках бюджета.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1) Составление проекта бюджета

2) Рассмотрение и утверждение бюджета

3) Исполнение бюджета

4) Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

При этом продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год; по четвертой – более полугода.

Определение периодичности, сроков представления и форм бюджетной отчетности возлагается на Министерство финансов РФ.

Составление проектов бюджетов

осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня услуг. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами.

Составление проектов бюджета – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Страницы: 1 2 3

Экономическая аналитика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru