Характеристика бюджетной системы Российской Федерации

Эффективные финансы » Бюджетная система РФ » Характеристика бюджетной системы Российской Федерации

Страница 1

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета.

Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов.

В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления – это косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и, соответственно, сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Но не только акцент на косвенное налогообложение искажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности общества. Достаточно негативное влияние оказывает так называемый механизм регулирующих налогов. Регулирующими являются налоги, некоторая часть которых направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Бюджеты субъектов РФ составляют второй уровень бюджетной системы РФ. Согласно ст. 15 БК РФ, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Процедура утверждения и построения бюджетов субъектов РФ аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов – каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Доходы консолидированных бюджетов большинства регионов РФ в основном формируются за счет отчислений от регулирующих федеральных налогов, поэтому нормативы отчислений, устанавливаемые федеральными органами, играют ключевую роль в определении бюджетной обеспеченности регионов.

Для оценки сбалансированности консолидированного бюджета используются такие показатели, как:

Текущий дефицит (профицит) –

представляет собой разность между текущими доходами и текущими расходами.

«Золотое правило» бюджетных финансов –

текущий дефицит должен быть равен нулю: текущие расходы должны полностью покрываться текущими доходами.

Суммарный дефицит (профицит)

– равен разности между суммой текущих и капитальных расходов и текущих (из года в год воспроизводимых) доходов. Таким образом, суммарный дефицит показывает, сколько всего

средств необходимо получить из забалансовых источников, чтобы уровнять доходы с расходами. К забалансовым источникам финансирования относятся: привлечение заемных средств, финансовая помощь на покрытие дефицита, субсидии на осуществление проектов капитального строительства, продажа государственного имущества и сокращение остатков средств на бюджетном счете.

Обострение проблемы бюджетного дефицита приводит к тому, что доходы субъектов Федерации, собираемые в денежной форме, практически полностью расходуются на зарплату и текущие долговые платежи, в то время как все остальные региональные потребности финансируются за счет возрастающей эмиссии денежных суррогатов. Вместе с тем, использование взаимозачетов по налоговым платежам, ограничения в расходовании бюджетных средств, а также принудительные отсрочки выплат по долговым обязательствам способны уменьшить показатели дефицита региональных бюджетов. Устойчивость тенденции к снижению бюджетного дефицита на уровне субъектов Федерации зависит также от того, удастся ли региональным властям договориться с кредиторами о реструктуризации выплат по своим финансовым обязательствам, включая банковские ссуды.

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Оценка оборотных средств
Оборотные средства совершают 1 полный оборот (операционный цикл) в течение 42 дней в 2011 году и 23 - в 2013 г. ООО "Оптимум" заинтересовано в ускорении оборачиваемости оборотных средств, тем самым оно сокращает длительность коммерческого цикла и производственного цикла. Коэффициент обора ...

Функции налогов
Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет. Основными характеристиками налога являются: · принудительность - налог взимается н ...

Налоги в экономической системе государства
В настоящее время теория налогов как важнейшая составляющая экономической науки в России начала возрождаться. Исходя из теории налогов и функций налогов, определяется налоговая политика государства. На практике можно выделить три основные формы налоговой политики. Они встречают не в чистом виде, а ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru