Рассмотрим данную тенденцию на рисунке 1.
Большую часть поступлений составляют федеральные налоги как в 2009 г., так и в 2010 г. Все остальные налоговые доходы не превышают за эти года сумму в 5000 млн.руб. млн. руб.
Рис. 1 Структура налоговых доходов бюджета Тюменской области
Причины роста и уменьшения налоговых доходов по их видам рассмотрим в таблице 2.2.
Поступления от налога на прибыль организаций в 2010 г. составили 71525,2 млн.руб., что намного больше, если сравнивать с 2009 г., когда поступления от данного налога равнялись 47141 млн. руб. По НДФЛ, акцизам и госпошлине наблюдается положительная тенденция, доходы идут в рост, но, несмотря на это их удельных вес падает по сравнению к общей сумме доходов в целом.
Раньше в соответствии с Налоговым кодексом 95% налога на добычу полезных ископаемых направлялись в федеральный бюджет, а 5% - в бюджет региона. Для Тюменской области НДПИ давал чуть ли не треть всех собираемых фискальных сборов. Но с 2010 г. были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым весь НДПИ (100%) теперь поступает федеральный бюджет. В результате бюджет региона потерял чуть меньше 40 млрд.руб., за счет которых Тюменская область могла бы эффективно решать свои социальные проблемы.
Налоги на совокупный доход, включая и ЕНВД, и УСН, и ЕСХН, с каждым годом имеют тенденцию к увеличению доходов региона.
Таблица 2.2
Анализ динамики и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Тюменской области за 2009, 2010 и 2011 гг.
Показатель |
2009 г |
2010 г |
2011 г | |||
сумма, млн руб |
уд. вес, % |
сумма, млн руб |
уд. вес, % |
сумма, млн руб |
уд. вес, % | |
Доходы всего, в т.ч.: |
125986,1 |
100,0 |
145566,6 |
100,0 |
156115,9 |
100,0 |
Налоговые доходы – всего, из них |
104193,4 |
82,7 |
99282,4 |
68,2 |
101217,4 |
77,5 |
Налог на прибыль организаций |
47141,0 |
37,4 |
71525,2 |
49,1 |
71496,7 |
61,2 |
НДФЛ |
15855,4 |
12,6 |
17210,3 |
11,8 |
18071,4 |
9,7 |
Акцизы |
2376,9 |
1,9 |
2815,0 |
1,9 |
2751,6 |
1,7 |
НДПИ |
32145,3 |
25,6 |
36517,4 |
0,1 |
32823,0 |
0,1 |
Гос. пошлина |
161,4 |
0,1 |
439,2 |
0,3 |
425,6 |
0,3 |
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
946,4 |
0,8 |
1065,0 |
0,7 |
1015,6 |
0,9 |
ЕНВД |
822,8 |
0,7 |
883,2 |
0,6 |
901,1 |
0,6 |
ЕСХН |
9,2 |
0,1 |
10,8 |
0,1 |
12,6 |
0,01 |
Налог на имущество организаций |
2898,8 |
2,3 |
3390,4 |
2,3 |
3410,3 |
2,2 |
Транспортный налог |
571,8 |
0,5 |
795,9 |
0,6 |
503,2 |
0,2 |
Налог на игорный бизнес |
75,1 |
0,1 |
(13,7) |
(0,1) |
0,6 |
0,1 |
Налог на имущество физических лиц |
146,2 |
0,1 |
120,1 |
0,1 |
126,5 |
0,1 |
Земельный налог |
894,4 |
0,7 |
1004,6 |
0,7 |
1070,5 |
0,6 |
Прочие доходы |
21792,7 |
17,3 |
46284,2 |
31,8 |
46989,5 |
22,5 |
Экономическая аналитика:
Пути совершенствования финансовых отношений предприятий
В условиях развитой рыночной экономики наибольшее значение имеют финансовые отношения предприятий, которые возникают как внутри предприятия, так и с бюджетными и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами, а так же с другими предприятиями и организациями. Основой фина ...
Организация казначейского исполнения местного бюджета
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России. Вышеуказанный Указ Президента Российской Федерации определил основную задачу для Федерального казначейства ...
Оценка долгосрочной платежеспособности
Возможность погашения долгосрочных займов характеризует способность кампании функционировать длительный период. Целью оценки является ранее выявление признаков банкротства. Анализ позволяет определить это за много лет до кризисной ситуации. Показатель, отражающий платежеспособность компании по долг ...