Оценка влияния политики налогообложения прибыли на эффективность и стабильность развития экономики Украины

Эффективные финансы » Влияние налогообложения прибыли на экономическое развитие Украины » Оценка влияния политики налогообложения прибыли на эффективность и стабильность развития экономики Украины

Страница 1

Налоговая политика независимой Украины, несмотря на ее молодой возраст, все-таки формируется. В этом процессе есть и свои позитивные стороны, и недоработки. Ученые, политики и практики много критикуют уязвимые и недоработанные стороны налоговой политики Украины. Мы же, в свою очередь, остановимся на вопросе налогообложения прибыли предприятий, поскольку именно этот налог обеспечивает или стимулы к экономической деятельности, или ее дестимулирование.

На сегодняшний день политика налогообложения прибыли характеризуется тем, что значительная ее часть изымается из национальной экономики в бюджет в форме налога на прибыль, даже несмотря на кризисную фазу, в которой находится наша страна. Как показано в таблице 2, эффективная ставка по большинству видов экономической деятельности превышает номинальную ставку налога. Налог на прибыль предприятий в Украине превратился исключительно в фискальный инструмент. Особенно выделяется 2008 г., когда эффективная ставка налога в 1,36 раза превысила нормативную ставку. По некоторым видам экономической деятельности такое превышение составляет 300 %. В сфере финансового рынка, откуда, по существу, и начался кризис в стране, эффективная ставка равняется 22,4%, что значительно ниже, чем в среднем по экономике.

Таблица 2

Эффективная ставка налога на прибыль предприятий в Украине в 2002 2008 гг.*(%)

Виды экономической деятельности

Отношение уплаченного налога к прибыли прибыльных предприятий до налогообложения

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Сельское хозяйство .

3,2

2,5

2,1

2,6

2,7

1,8

4,0

Промышленность, всего

27,4

30,8

24,5

29,1

29,3

28,0

30,0

в том числе добывающая

48,2

39,9

27,0

34,5

41,7

31,9

19,2

Перерабатывающая

промышленность, всего

30,3

33,9

25,9

30,5

28,4

26,1

41,3

в том числе:

производство пищевых

продуктов .

31,2

30,6

28,2

25,2

19,8

24,2

39,3

легкая промышлен

ность .

30,4

24,9

26,6

22,9

19,1

18,1

37,0

обработка древесины

34,9

27,5

22,5

31,8

37,2

37,0

79,3

целлюлозно-бумажное

производство

28,6

28,2

21,5

24,5

28,9

29,5

34,6

производство кокса

и нефтепродуктов

30,5

42,8

25,9

50,1

27,6

19,9

24,9

химическое производство

26,0

26,7

22,6

30,6

39,9

21,3

31,4

производство прочих

неметаллических мине-

реальных продуктов .

31,6

26,1

27,3

31,5

29,1

25,3

36,5

металлургическое производство

и производство

готовых металлических

изделий

33,8

38,8

26,6

31,5

30,4

28,7

49,5

производство машин

и оборудования

26,1

33,4

25,2

26,7

29,8

24,9

36,9

Производство и распре-

деление электроэнергии,

газа и воды .

36,3

34,7

32,3

41,9

21,4

35,0

47,5

Строительство .

32,3

34,2

25,5

24,6

23,3

23,2

45,4

Оптовая и розничная

торговля .

12,5

22,6

17,2

23,9

20,0

19,8

45,1

Отели и рестораны

28,7

27,8

19,7

22,6

26,5

28,1

30,5

Транспорт и связь .

36,1

40,6

33,9

30,6

32,2

30,9

38,6

Финансовая деятельность

27,9

12,6

9,7

11,1

13,8

11,9

22,4

Другие виды экономи-

ческой деятельности .

23,4

29,1

22,1

34,9

19,1

8,6

59,4

Всего по экономике

25,9

28,8

21,9

26,3

23,7

18,8

34,0

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Экономическая аналитика:

Практика исчисления и выплаты заработной платы на ФГУП «Почта России»
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» имеет разветвленную и территориально распределенную филиальную сеть. Сегодня ФГУП «Почта России» - это 84 филиала, более 42 тыс. объектов почтовой связи. Сразу следует отметить, что экономические меры ФГУП «Почта России» доказа ...

Нормативно-правовая база регулирования транспортной отрасли в России
Основными документами нормативно-правовой базы в транспортной отрасли являются Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ. Также и другие нормативно-правовые акты: законы, распоряжения, постановления, положения, которые регулируют деятельность транспортной отрас ...

Льготы по государственной пошлине для отдельных категорий лиц
Выделяются 5 групп льгот по уплате государственной пошлины: 1. льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций; 2. льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям; 3. льготы при обращении в арбитражные суды; 4. льготы при обращении за совершением нотариальных дейс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru