Оценка влияния политики налогообложения прибыли на эффективность и стабильность развития экономики Украины

Эффективные финансы » Влияние налогообложения прибыли на экономическое развитие Украины » Оценка влияния политики налогообложения прибыли на эффективность и стабильность развития экономики Украины

Страница 3

* Рассчитано по данным Государственной налоговой службы Украины.

Данные таблиц 3 и 4 демонстрируют явные перекосы как в приоритетности сфер деятельности, так и в основах экономического развития. Если сфере потребления предоставляется около 90% льгот по налогам в целом, то о каком приоритетном развитии можно говорить? Именно такой структурой льгот правительство привязывает нашу экономику к бесперспективному росту за счет потребления. Это - с одной стороны. С другой, структура льгот по налогу на прибыль убедительно доказывает, что первые два принципа построения налоговой системы (касающиеся стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности) абсолютно не выполняются. В 2008 г. из 15,8 млрд. грн. льгот 5,7 млрд. грн. - это льготы неприбыльным предприятиям; 4,9 млрд. грн. -на формирование страховых резервов банковских учреждений.

В мировой практике налог на прибыль используется как инструмент поощрения вложения инвестиций в экономику и инструмент повышения конкурентоспособности национальных налоговых систем. Это подтверждает необходимость отодвигать фискальную функцию налога на прибыль на второстепенные позиции, ставя на первое место стимулирующую. В современном обществе налоги, особенно налог на прибыль, функционируют, скорее, как регуляторы, чем как доходный инструмент.

Ввиду этого национальная налоговая система Украины может оказаться вне европейской системы конкурентоспособности, где самый большой перечень льгот действует именно в налоге на прибыль корпораций, и именно этот налог является эффективным с точки зрения макроэкономического регулирования.

Учитывая, что Украине как члену ВТО предоставлен пятилетний срок адаптации национальной экономики к условиям этой авторитетной организации, необходимо переместить акценты с налогообложения капитала на налогообложение потребления (особенно на акцизное налогообложение), где есть большой потенциал для дополнительных поступлений. Уменьшать общую налоговую нагрузку на прибыль путем снижения ставки налога не является действенным мероприятием. Как свидетельствует практика, при умелой организации льготного налогообложения прибыли (например, металлургических предприятий) результат значительно эффективнее.

Поэтому, по нашему мнению, целесообразно и необходимо внедрять в практику налоговые льготы инвестиционно-инновационного характера со сроком действия 3-4 года, при жестком контроле налоговых органов и органов местного самоуправления за целевым использованием таких льгот (механизм их предоставления описан в ряде работ).

Усиление стимулирующей функции налога на прибыль позволит Украине воспользоваться конкурентными преимуществами от расширения ЕС, поскольку гармонизация налогового законодательства в новой Европе, вероятно, приведет к увеличению налоговой нагрузки на корпоративный сектор в странах, которые присоединились к ЕС в 2004-2005 гг. При условии устранения противоречий налогового законодательства Украина должна использовать реальные шансы стать серьезным субъектом налоговой конкуренции на европейском пространстве.

Таблица 4

Сумма уплаченного налога на прибыль предприятий Украины и суммы предоставленных льгот *

Виды экономической деятельности (ВЭД)

Годы

2005

2006

2007

2008

уплачено налога (млн. грн.)

льготы по налогу (млн. грн.)

% льгот в сумме налога

Уплачено налога (млн. грн.)

льготы по налогу (млн. грн.)

% льгот в сумме налога

уплачено налога (млн. грн.)

льготы по налогу (млн. грн.)

% льгот в сумме налога

Уплачено налога (млн. грн.)

льготы по налогу (млн. грн.)

% льгот в сумме налога

Сельское хозяйство

141,5

10,6

7,5

128,5

6,8

5,3

170,7

9,7

5,7

274,4

17,4

6,3

Промышленность,

всего

10590,8

222,5

2,1

11642,7

458,1

3,9

13865,6

495,5

3,6

20537,8

872.5

4,2

в том числе до-

бывающая .

2687,1

48,9

1,8

3023.2

182,8

6,0

3337,8

134,6

4,0

4825,2

178,3

3,7

Перерабатывающая,

всего .,

7903,7

173,6

2.2

8619,5

275,3

3,2

10527,8

360.9

3.4

15712.6

694,2

4,4

в том числе:

производство

пищевых про-

дуктов .

960,7

22,5

2.3

1265,6

23,4

1,8

1481,9

45,8

3,1

1735,2

127,9

7.4

легкая промыш-

ленность

46.5

1,4

3.0

48,3

4,3

8,8

65,6

2,0

3,0

77,1

3,9

5,1

обработка древе-

сины

71.1

2,3

3,3

65,6

2,0

3.0

98,0

2,5

2,6

100,9

2.7

2,7

целлюлозно-

бумажное про-

изводство

269,4

38,6

14,3

301,2

39,8

13,2

328,0

54.8

16,7

347,5

58,4

16,8

производство

кокса и нефте-

продуктов .

724,3

1,8

0,3

373,0

71,9

19.3

393,2

8,3

2.1

710,1

26,5

3,7

химическое про-

изводство

993,7

25,3

2,5

820,2

45.4

5.5

631.4

28,0

4,4

1586,9

48,6

3.1

производство

неметаллических

минеральных

372,3

6,3

1.7

460,9

11,0

2,4

975,4

28,1

2,9

1119,1

13.0

1.2

металлургиче-

ское производ-

ство

3508,7

48,9

1.4

4125,4

69,7

1,7

4776,5

178,9

3,7

7121,1

350,9

4.9

производство

машин и обору-

дования .

957,0

26,5

2,8

1159,3

7,8

0,7

1777,8

12,5

0,7

2418,1

62,3

2,6

Производство и рас-

пределение элек-

троэнергии, газа и

104,0

31,9

30.7

1690,6

44,2

2,6

1949,8

147,9

7,6

2550.4

120,3

4,7

Строительство .

1288,0

44,8

3.5

833.0

53,4

6.4

1256,8

56.9

4,5

1552,6

95,9

6,2

Оптовая и рознич-

650,1

174,1

26,8

3814,4

168,3

4,4

5764,0

470,3

8.2

8051,6

268,4

3,3

Отели и рестораны

3696,7

5,6

0.2

85,2

4.2

4,9

144,7

5,8

4,0

155,5

65,5

42,1

Транспорт и связь

69,4

17,5

25,3

3627,1

108,4

3,0

4554.5

81.0

1,8

5893.1

136,9

2,3

Финансовая дея-

тельность

3494,3

1526,1

43,7

1849,4

2508.4

135,6

2934.4

3706,0

126,3

4846,5

8244,6

170,1

Другие ВЭД .

1115,6

2855,9

256,0

2376,6

3333,1

140,2

3618,8

4591,8

126,9

3995,0

314,2

7,9

Всего по экономике

23464,0

4889,0

20,8

26172,0

6684.8

25,5

34407.2

9564,9

27.8

47856,8

15755,8

32,9

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Экономическая аналитика:

Бюджетная политика РФ
Бюджетная политика – комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджета, регулированию бюджетного процесса; управление бюджетным дефицитом (иногда профицитом) и организация бюджетного контроля. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определе ...

Виды налогов, пошлин, сборов
(1) Налогом (пошлиной) признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом или его должностным лицом определенных и конкретных действий в пользу или в отношении уплатившего его налогоплательщика. (2) Сбором признается обязательный плате ...

Расходы и налоги пайщика
Для возмещения расходов, связанных с выдачей и погашением инвестиционных паев, правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом могут быть предусмотрены надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки с расчетной стоимости инвестиционных паев при их погашен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru