Финансовая политика

Эффективные финансы » Финансовая политика

Страница 3

Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары широкого потребления.

Широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда относились: арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.

Для укрепления позиций социалистического сектора устанавливались пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций. Использовалась целая система льгот. Для частного сектора они устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.

Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

Основным производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства другая задача — реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой централизации средств, предназначенных как для накопления, так и для потребления. Новые условия и новые задачи обусловили коренное изменение финансовой политики.

Налоговая реформа 1930—1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых мероприятий.

Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в 1940 г. — 58,7%, 1950г. — 55,8%, 1960г. — 40,7%, 1970г. — 31,5%, 1975 г. — 30,4%, 1980г. — 31,1%.

Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,0%, в 1960 г. — 24,2%, в 1970 г. — 34,6%, в 1975 г. — 31,9%. Этот источник, наоборот, претерпел существенные изменения.

Итак, в результате налоговой реформы 1930—1931 гг. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок ее распределения. В первую очередь отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, на прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все эти отчисления осуществлялись по соответствующим нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения на предприятии оставалось около 28% объема полученной прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. 72% прибыли вносилось в бюджет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Экономическая аналитика:

Правовой статус электронных денег в России
В законодательстве Российской Федерации в настоящее время не только не прописаны нормы и правила регулирования эмиссии и обращения электронных денег на территории РФ, но и отсутствует само это понятие. Несмотря на то, что в российской юридической литературе используются понятия, сходные с определен ...

Виды валютного курса
По типу сторон различают курс покупки и курс продажи. По курсу покупки банки покупают иностранную валюту при ее прямой котировке. Курс покупки обозначается BID. Курс продажи – это курс, по которому банк продает денежные знаки других стран и покупает национальную валюту при прямой котировке. Курс пр ...

Исследование состава, структуры основного капитала и источников его формирования
Исходным моментом исследования формирования и использования основного капитала предприятия является изучение его состава и структуры. Состав, структура и динамика основного капитала РУП «Гомельторгмаш» в 2007году представлены в таблице 2.2. Таблица 2.2 – Состав и структура внеоборотных активов РУП ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru