Финансовая политика

Эффективные финансы » Финансовая политика

Страница 5

Государство в 1980-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, внедрение I и II модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д. Возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика усилила роль финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов, наряду с традиционными, возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средств обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто изменчива под влиянием текущего момента, но четко вырисовываются следующие тенденции:

► Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если в условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас — не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный фонд, фонды занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, обладающие автономностью.

► Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и целый ряд других. Налоговый пресс привел к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты налогов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики. Возникли такие новые источники поступления средств в бюджет, как доход от аренды и продажи государственной и муниципальной собственности.

► Невмешательство государства в экономику. Это подтверждается такими цифрами. В 1980-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы — не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Экономическая аналитика:

Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ
Нижеприведенный анализ был проведен на основании данных о поступлении администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации (см. Приложения 1,2,3). Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9 ...

История становления налоговой системы в России
Русская налоговая система на протяжении фактически постоянно формировалась, развивалась и испытывала те либо другие конфигурации, совместно с переменами в ее политическом приборе и совместно с историческими вехами. Экономическая система Старой Руси стала накладываться лишь с конца IX в. в период со ...

Факторный анализ рентабельности собственного капитала
Показатель рентабельности собственного капитала отражает эффективность инвестиций с позиции собственников предприятия. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле: , (69) где - среднее значение величины собственного капитала, руб. (см. табл. 4). Построение факторной модели показа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru