Становление и развитие финансовой системы РФ

Эффективные финансы » Финансовая система Российской Федерации » Становление и развитие финансовой системы РФ

Страница 1

В 90-е годы XX-го века начался переломный этап в истории России. В начале 90-х годов активно начинает развиваться рыночная система, и, не смотря на то, что рынок поначалу больше был похож на «базар», именно тогда начинают закладываться основы рыночных отношений. Новые экономические правоотношения, которые закладывались в обществе, потребовали коренного перестроения существующих государственных институтов.

В 90-х годах формируются налоговая служба, налоговая полиция, принимаются Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы, в которых закладываются правовые нормы, необходимые для функционирования финансовой системы государства. Принятый новый Гражданский кодекс РФ заложил основы правоотношений между хозяйствующими субъектами. Ввёл понятие договорных отношений, определил порядок кредитования, а также ввёл другие нормы, без которых ни одна финансовая система не смогла бы качественно функционировать.

Особенности становления финансовой системы России определялись, в первую очередь, особенностями устройства государства, отличавшими РФ от стран Западной Европы. В первую очередь тем, что РФ является государством с федеративной формой государственного устройства, что даёт определённую самостоятельность её субъектам. Большинство же стран мира имеет унитарную форму государственного устройства, когда вся реальная власть концентрируется в Центре. В свою очередь, «Россия» и «Федерация» - это два чуждых понятия, так как испокон веков Россия развивалась как унитарное государство, вся власть в котором была сосредоточена в руках монарха. Революция 17-го года перечеркнула ход исторического развития. Цель большевиков была передача всей власти Советам, но фактически, продолжая историческую традицию, власть была взята руками Партийной номенклатуры (КПСС), во главе которой стоял Генеральный Секретарь КПСС, он же единоличный правитель. То есть, фактически, СССР был государством с унитарным устройством, а плюс ко всему, ещё и с тоталитарным режимом, при котором подавлялось любое проявление демократии. Всё это и является главной проблемой перехода РФ к Федеративной форме правления. Всё это и обуславливает особенности финансовой системы нашего государства. О том, что Россия – федеративное государство говорится уже с 90-х годов, но фактически первые шаги к этому стали осуществляться совсем недавно, когда Правительство и Государственная Дума стали принимать законы, действительно дающие определённые права и полномочия субъектам Российской Федерации. Но пока власть Центра продолжает доминировать. В российском государстве «центр», прежде всего, является «вершиной» властной вертикали, задающей правила и полномочия подчиненных ему органов управления. Иерархический характер структуры региональных органов позволяет им обеспечивать единство и общее направление деятельности в масштабах всего государства.

Особенностью российской структуры власти, что, безусловно, сказывается на всей финансовой системе государства, по сравнению с аналогичными, на первый взгляд, иерархическими структурами западноевропейских стран, является наличие прямой связи каждого из уровней управления с центром. Другими словами, возможно обращение с верхнего уровня управленческой иерархии, минуя соседний, на нижележащий. Это проявляется в настоящее время введением в регионах института полномочного Президентского представительства (раньше это были комиссары). В западноевропейских же странах иерархические структуры характеризуются, как правило, жесткой субординацией, не предусматривающей обход уровней управления. [12]

Другой особенностью государственного устройства России является наличие института административных жалоб по инстанциям, который является важным элементом системы «обратной» связи, по которой «Центр» получает сигналы о нарушении деятельности государственных институтов. Для Европы такой «сигнальной» системой являются судебные органы, то есть, граждане, в случае нарушения их прав, обращаются не в инстанции, а в судебные органы, что связано с более высоким уровнем их образованности.

Развитие финансовой системы России происходило в непосредственной связи с эволюцией институтов ее государственного устройства. Более того, можно утверждать, что само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве. Так, особенностью финансовой системы России является централизованное регулирование налогов. То есть, налоговое законодательство по большинству налогов регулируется федеральным, а не региональным, уровнем. По-прежнему велико значение вертикальных финансовых потоков в налоговой системе: известно, что в бюджетах всех уровней доминируют федеральные налоги, составляющие в доходах консолидированного и местных бюджетов в среднем 70%. [11]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Экономическая аналитика:

Анализ исполнения доходов и расходов бюджета за 2011–2013 года
Комплексный анализ доходов бюджета МО «Закаменский район» за 2011–2013г. Таблица 4 – Доходы бюджета МО Закаменского района за 2011–2013 года Наименование показателей 2011г. 2012г. 2013г. Темп роста % 2013г. к 2011г.   Сумма тыс. руб. Уд. в% Сумма тыс. руб. Уд. в% Сумма тыс. руб. Уд. в%   ...

Основной капитал: экономическая сущность, источники формирования и классификация
Важнейшим экономическим ресурсом экономической деятельности предприятия является капитал. Производственный капитал подразделяется на основной и оборотный. Материально-вещественным воплощением основного капитала являются основные средства предприятия. Основные средства представляют собой совокупност ...

Отдел материально-технического снабжения
Разрешительная виза на накладной 2. Оприходование основных средств на центральный склад Приемка основных средств по количеству и качеству Материально-ответственное лицо склада Штамп с реквизитами приходного ордера на накладной 3. Передача основных средств в монтаж сторонней организации Смета монтаж ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru