Тем не менее само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы. [4]
Стоит сказать, что в контексте вертикального и горизонтального выравнивания выделяется критерий достаточности (сбалансированности) доходных источников для покрытия расходных обязательств, который должен подлежать оценке. При проведении анализа динамики современных межбюджетных отношений следует вводить оценочные показатели критерия сбалансированности:
- вертикальный разрыв - разница между доходными источниками и расходными обязательствами без учета финансовой помощи (межбюджетных трансфертов)
- горизонтальный разрыв первого порядка - оценивает несбалансированность бюджетной системы после распределения финансовой помощи вышестоящими бюджетами;
- горизонтальный разрыв второго порядка - оценивает итоговую несбалансированность бюджетной системы, то есть степень достаточности всех доходных источников и совокупных расходных
Экономическая аналитика:
Понятие и функции финансового директора
Финансовый директор – глава финансовой службы предприятия. Знает все о денежных потоках в организации и умеет распределить их с максимальной пользой. Может просчитать последствия любого принятого решения и вынести вердикт: стоит ли, например, открывать новый филиал фирмы или нет, куда вложить деньг ...
Понятие, содержание и задачи анализа финансового состояния
Финансы предприятия – это система денежных отношений, складывающихся в процессе формирования, размещения и использования финансовых ресурсов. Финансовое состояние предприятия выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную про ...
Методы расчета потоков денежных средств предприятия
Процесс управления денежными потоками предприятия последовательно охватывает следующие основные этапы. 1. Обеспечение полного и достоверного учета денежных потоков предприятия и формирование необходимой отчетности. Этот этап управления призван реализовать принцип информативной его достоверности. В ...