Горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной обеспеченности в решении проблем финансовой обеспеченности бюджетно-дефицитных регионах

Эффективные финансы » Решение проблем финансирования бюджетно-дефицитных регионов » Горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной обеспеченности в решении проблем финансовой обеспеченности бюджетно-дефицитных регионах

Страница 1

В федеративном государстве различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы. Действующая модель межбюджетных отношений в России до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов различных уровней, а не на рациональное распределение их расходных функций. Естественно, что эта модель не может эффективно работать в условиях реальной рыночной экономики, поскольку в ней отсутствует стержневая основа распределительных отношений, отражающая интересы региональных и местных органов государственной власти. [2]

Соответственно механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.

Вертикальное выравнивание - процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней. [6]

Т.е. если потенциальная возможность нижестоящего уровня бюджетной системы не достаточно для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень должен передать недостающие ресурсы (чаще всего с помощью регулируемых налогов).

Горизонтальное выравнивание - процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня по горизонтам, вызванного объективными причинами (выражается с помощью дотаций из вышестоящего бюджета). [9]

Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций, то есть устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой - на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.

В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.

Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания. [8]

Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых «нуждающихся» регионов, вторая - в адрес «особо нуждающихся». «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, «особо нуждающимся» - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов.

Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах. [5]

Стоит сказать, что на федеральном уровне создано 4 фонда: ФФПР (федеральный фонд поддержки субъектов РФ), ФФК (федеральный фонд компенсации), ФССР (фонд софинансирования социальных расходов) и ФРР (фонд регионального развития). Отрадно в этой связи заметить, что в настоящее время уже разработан новый проект методики распределения ФФПР, более полно учитывающий как природно-географические, так и социально-экономические особенности регионов. [3]

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) – Фома образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Феде ...

Маркетинговое исследование рынка складской недвижимости
Началом развития коммерческой недвижимости в Самаре принято считать начало 2000 г., когда ряд самарских банков, страховых и инвестиционных компаний начали инвестировать не только в покупку готовых, но и в строительство новых объектов, в том числе торгово-офисных центров. В рынок же складской недвиж ...

Понятие «Основные средства»
Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расх ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru