Необходимость и сущность государственного бюджета

Эффективные финансы » Государственный бюджет Республики Беларусь » Необходимость и сущность государственного бюджета

Страница 1

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. На начальных стадиях развития общества государство имело возможность выделять значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, сооружений и т.д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны. В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.

С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и граждан. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения.

Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, выяснить возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.

Чем больше усложняется процесс изъятия государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им. Не случайно круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, чтобы иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы.

В конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. слова – сумка).

В конце 18, начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие.

Бюджеты разных стран, при едином общественном строе в одном историческом периоде, имеют общие черты: структура расходов и доходов; назначение бюджета. Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государства. При помощи государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.

Страницы: 1 2 3

Экономическая аналитика:

Современные проблемы инвестиционных фондов в России
В системе национальных счетов России статистика инвестиций (капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины, здания, сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в «знания», «интеллект», научные исследования и образование. Под инвестициями понимаются те экономические ресу ...

Порядок исчисления и уплаты организациями налога на прибыль
Порядок исчисления и уплаты организациями налога на прибыль регулируется главой 25 НК РФ. Глава 25 НК РФ введена в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Налоговой базой является денежное выражение прибыли. Налог определяется путем умножения налоговой базы на став ...

Экспресс-анализ финансового состояния предприятия
Цель первого этапа экспресс-анализа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Работа на данном этапе начинается с проверки достоверности бухгалтерской отчетности. Достоверность отчетных данных может быть подтверждена аудиторским заключе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru