Объектом мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами муниципального образования выступают отраженные в нем группы показателей. Источником системы показателей служат нормативно-правовые акты, устанавливающие необходимость проведения мониторинга по определенной группе показателей, требования к срокам и формам отчетности по значениям показателей. [15, c.77]
Нормативная правовая база для регламентации мониторинга и оценки формируется как на муниципальном, так и на федеральном и на региональном уровнях, причем нередко эти элементы сосуществуют в рамках одной системы.
Все указания по проведению мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в муниципальных образованиях, установленные на федеральном уровне, можно подразделить на две большие группы: обязательные и рекомендательные. К числу обязательным относятся:
– федеральное статистическое наблюдение за местными бюджетами;
– мониторинг местных бюджетов, проводимый Министерством финансов РФ;
– оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, включая выявление неэффективных расходов местных бюджетов.
Кроме того, существует группа нормативных правовых актов, которые напрямую не содержат обязательные требования к проведению мониторинга и оценки и носят рекомендательный, стимулирующий для муниципальных образований характер.
Следует отметить, что с учетом ограниченной финансовой самостоятельности местных бюджетов, усилением в последние годы процессов централизации власти, отношение органов местного самоуправления к рекомендательным документам проявляется в «желание» соблюдения (проявления) исполнительской дисциплины по разработке и (или) исполнению на федеральном уровне рекомендательных документов.
Аналогичная ситуация складывается и в случае отсутствия рекомендательных для муниципальных образований документов, но наличия в документах федерального уровня рекомендаций разработать аналогичные документы на региональном и муниципальном уровнях. Данная ситуация может привести к формальной разработке и применению процедур, показателей, индикаторов мониторинга и оценка качества управления муниципальными финансами, а также в не желании проявить самостоятельность, креативность при разработке документов мониторинга и оценки с учетом особенностей территории. Другими словами, рекомендательные документы рассматриваются органами местного самоуправления не как возможность повышения качества управления, а как дополнительное время или, в случае финансовой поддержки из федерального бюджета при достижении целевых значений, возможность получения дополнительного источника доходов местного бюджета. [20, c.26]
Анализ существующих в субъектах РФ и муниципальных образованиях систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами включает в себя в первую очередь комплексную оценку самих показателей (индикаторов), лежащих в основе данных процессов. Оцениваются полнота систем показателей мониторинга и оценки, их адекватность поставленным задачам, требования, предъявляемые к показателям и соответствие используемых показателей данным требованиям.
Экономическая аналитика:
Попередельный метод учета затрат и калькуляции себестоимости
продукции
Попередельный метод учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции применяют на предприятиях с массовым производством продукции, в котором из исходного сырья путем последовательной обработки в ходе технологического процесса вырабатывают готовый продукт. Этот метод применяют на п ...
История становления налоговой системы в России
Русская налоговая система на протяжении фактически постоянно формировалась, развивалась и испытывала те либо другие конфигурации, совместно с переменами в ее политическом приборе и совместно с историческими вехами. Экономическая система Старой Руси стала накладываться лишь с конца IX в. в период со ...
Анализ прибыли предприятия
Основной обобщающий показатель экономических (финансовых) результатов деятельности предприятия – прибыль (убыток) до налогообложения. В показателе прибыли отражается выручка (нетто) от продажи товаров (услуг, работ), ее структура, эффективность использования предприятием производственных и финансов ...