В данной работе для расчета налоговой нагрузки используем методики Литвиной, Кировой, Министерства финансов России.
Общепринятой методикой определения налогового бремени в организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки – это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
, (13)
Где: НН – налоговая нагрузка на предприятие;
НС– общая сумма всех уплаченных налогов;
В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД – внереализационные доходы.
Рассчитаем налоговую нагрузку на предприятие, исходя из полученных данных, по первому методу. Данные представлены в таблице 12.
Таблица12 – Расчет налоговой нагрузки по методике Минфина России в 2011 - 2012 году (методика Минфин России)
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Отклонение |
Темп роста,% |
Всего уплачено налогов |
27301 |
29457 |
2156 |
107,89 |
Выручка |
473 117 |
641 344 |
99122 |
126,5 |
Внереализационные доходы |
20009 |
42744 |
22735 |
213,62 |
НН2011 = (27301 / (473 117+20009))*100% = 5,53%
НН2012 = (29457 / (641 344+42744))*100% = 4,3%
В 2012 году на ОАО «Протон» показатель налоговой нагрузки снизился по отношению к 2011 году на 1,23%, что свидетельствует о хорошей тенденции для оптимизации налогообложения. Фактором снижения налогового бремени послужило значительное увеличение размера внереализационных доходов на исследуемом предприятии ОАО «Протон» на 113,6%.
Следующая методика разработана доктором экономических наук Е.А. Кировой, которая считает, что некорректно применять такой показатель, как выручка от реализации в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на экономический субъект.
Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой: – сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Другими словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;
в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;
сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.
В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:
АНН = НП + ВП + НД, (14)
Где: АНН – абсолютная налоговая нагрузка;
НП – налоговые платежи, уплаченные организацией;
ВП – уплаченные платежи во внебюджетные фонды;
НД – недоимка по платежам.
Рассчитаем абсолютную налоговую нагрузку по предоставленным данным.
АНН2011=14426+8165+0=22591
АНН2012=16275+8231+0=24506
Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.
Экономическая аналитика:
Межбюджетные трансферты
Дотации из Государственного бюджета Украины Росписью Государственного бюджета Украины на 2004 год предусмотрено предоставление из Государственного бюджета 22 местным бюджетам дотаций выравнивания в сумме 343,7 млн.грн. Фактически перечислено дотаций выравнивания 343,7 млн.грн., что составляет 100% ...
Документальное оформление результатов контроля правильности взимания
налогов, сборов и других обязательных платежей
По результатам проверки должностным лицом налогового органа или внутриведомственным ревизором составляются акт или справка проверки по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. По фактам выявленных нарушений должностным лицом налогового органа в пределах его компет ...
Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального
производства
Государство призвано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. ...