На сегодняшний день инвестиционному климату Кыргызской Республики угрожают несколько факторов:
Во-первых, политическая нестабильность внутри государства, как субъекта международных отношений. Вот уже два десятка лет мы строим государство не с фундамента – экономики, а с политики – крыши. Отсюда и проблемы. Кому интересно вкладывать деньги в страну, где каждый пришедший к власти меняет правила игры, как того захочет его левая нога?
Вторая проблема – качество законов. У нас они, что признано давно, отстают от экономической ситуации, которая меняется в мире едва ли не ежечасно. По идее, раз уж мы отказались от административно-планового хозяйства (кстати, кто-нибудь объяснит внятно, зачем?), то законы в Кыргызстане должны работать на защиту частной собственности в рыночной экономике. И не имеет значения, что за собственность: пивной ларек или фабрика по выпуску мужских трусов. Но наши нормативные документы имеют массу юридических неровностей. И ограничение прав собственников далеко не самая «убойная» из них. Юристы, кстати, сходятся во мнении: законы в Кыргызстане не выполняются не потому, что граждане наши не хотят их исполнять, а потому, что их невозможно исполнить – так они составлены, продуманы и обеспечены.
В-третьих, так называемое рейдерство. В Кыргызстане оно давно приобрело устойчивый характер. Причем пример подают сами властеимущие. Сначала был «зять всего кыргызского народа» Адиль Тойганбаев. Потом – «принц» Максим Бакиев. А теперь – временное правительство со своими проектами национализации. По сути, это ограбление, но это слово очень уж некрасивое. Поэтому назвали это «возвращением незаконно приобретенных прежними властями в личную собственность объектов».
Четвертая проблема - зависимость судебной системы государства от воров и взяточников. По итогам общественного опроса за 2008-2009 годы, взятки среди судей составляют до 85%.
Пятое - отсутствие контроля над эффективностью работы программ экономического развития и целевого использования бюджетных и инвестиционных средств. Ну и последнее - недостаточно выработаны психологические и культурные нормы поведения во взаимоотношениях «инвестор - государство». Последнее у нас имеет свойство вести себя так, будто все ему должны. Зато оно не должно никому.
В общем, по всем этим причинам, инвестиционная привлекательность Кыргызстана находится на нулевой отметке. А тут еще смена власти и последующие за ней кровавые события явно не прибавили у инвесторов желания вкладывать сюда свои денежки.
Несмотря на то, что в 2009 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2008 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в Кыргызской Республике трудно назвать благоприятным, т.к. в 2011г. уровень опустился на 70 место, после постреволюционного периода.
Для решения таких проблем в нашей стране необходимо перестраивать систему поддержания экономической стабильности с помощью создания приоритетов, особенно нужно учитывать приоритеты для инвесторов, которые и являются рычагами восстановления замороженных отраслей экономики.
Приоритеты инвестиционной политики.
Приоритетами политики государства в области создания благоприятного инвестиционного климата и деловой среды в Кыргызской Республике являются:
- создание системы стабильного и предсказуемого законодательства страны;
- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам вне зависимости от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
- отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
- либерализация внешнеторгового и налогового режима для инвесторов;
Экономическая аналитика:
Выводы
Мы провели анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства в СХПК «Урюм» Канашского района. Целью нашего анализа было выявление резервов увеличения финансовых результатов и повышение рентабельности производства продукции растениеводства. Для выявления резервов увеличения финан ...
Оценка системы управления финансовыми рисками с помощью финансовых
коэффициентов
Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определения цели, выяснения риска, оценки риска, выбора методов управления риском, применение выбранного метода, оценки результатов. 1. С точки зрения финансового риска определение цели сводится к обеспечению существования фирмы в случае ...
Финансы муниципального образования: понятие,
состав, направления использования
Муниципальное образование – сложносоставная юридическая конструкция, публично-правовая система, состоящая из элементов субъектов и объектов местного самоуправления. Муниципальные финансы – совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использова ...