В связи с развитием рыночных отношений и налогообложения, соответствующего этому типу развития экономики, особую актуальность приобретает на только учет налогов, но и их анализ. Анализ позволяет сделать правильный выбор методов управления, способствует выявлению и распространению положительного опыта работы.
В процессе управления налогами используется различные инструменты, способствующие формированию целесообразных решений в области воздействия налогоплательщика на параметры налогообложения. Одним из важнейших инструментов управления налогами является анализ, в процессе которого выявляются ранее неиспользованные резервы и пути оптимизации налоговой нагрузки. С помощью приемов и способов анализа расширяется сфера применения аналитических приемов при подготовке экономической информации для принятия управленческих решений, что позволяет сделать, их более обоснованными. Анализ – это разложение информации об объекте управления на компоненты, их изучение и оценка во всем многообразии их связей и зависимостей для принятия последующих управленческих решений. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с аналитической, т. е. анализ обеспечивает информационную прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. Таким образом, анализ, как особая управленческая функция, с одной стороны, обеспечивает принятие эффективных управленческих решений, а, с другой, в интеграции с процессами организации и регулирования обеспечивает исполнение принятых решений.
Для оптимизации налогов в сфере интересов должны быть не отдельные платежи, а их совокупность, объединенная в систему налогообложения изучаемой организации. Также при анализе налогов должны учитываться определенные параметры, характерные для налогообложения организации в зависимости от отрасли и ее организационно-правовой формы. Уровень, структура, динамика налогов и задолженность по ним связаны с эффективностью деятельности организации, ее деловой активностью и финансовым состоянием.
Поэтому необходимо проведение анализа налогов, позволяющего системно и всесторонне исследовать все параметры налогообложения, весь комплекс показателей и факторов, их определяющих, на основе методик анализа. Определение места анализа налогов в системе экономического анализа обусловлено тем, что в качестве информационной базы анализа налогов используется экономическая информация – учетные данные, экономические и финансовые показатели.
Таким образом, анализ налогов – это исследование совокупности налогов, объединенных в систему налогообложения организации в зависимости от ее отрасли и организационно-правовой формы, направленное на установление взаимосвязи налогов с основными результатами хозяйственной деятельности организации с целью предоставления информации для обоснования управленческих решений по оптимизации состояния расчетно-платежной дисциплины по расчетом с бюджетом.
Цель анализа налогов – выявление резервов оптимизации налогообложения, оценка налоговой нагрузки и налогоемкости, контроль за полнотой расчетов организации с бюджетом и минимизация налоговых рисков.
Задачи анализа налогов:
исследовать состав, динамику и структуру налогов и неналоговых обязательных платежей субъекта хозяйствования;
исследовать полноту расчетов субъекта хозяйствования с бюджетом и причины возникших отклонений;
исследовать налоговые платежи по группам в зависимости от источника их уплаты;
изучить влияние факторов на параметры налогообложения;
оценить показатели налоговой нагрузки и налогоемкости организации, исследовать влияние факторов на их размер;
оценить комплексные показатели оценки налогообложения;
исследовать влияние параметров налогообложения субъекта хозяйствования на его финансовое состояние;
изучить параметры финансово-хозяйственной деятельности организации, оказывающие влияние на налоговую нагрузку организации;
спрогнозировать и спланировать суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет как денежных потоков и расходов организации;
выявить резервы оптимизации налогообложения субъекта хозяйствования и дать оценку налоговым рискам;
Анализ налогов и сборов осуществляется по данным бухгалтерского учета: данным аналитического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», а так же налоговых деклараций и расчетов. Их бухгалтерской отчетности в ходе анализа используется «Бухгалтерский баланс»[приложение А] в котором в 5 разделе в составе кредиторской задолженности показывается задолженность перед бюджетом. Если организация переплатила налоги в бюджет, то во втором разделе «Бухгалтерского баланса» Краткосрочные активы в составе дебиторской задолженности показывается задолженность бюджета перед организацией. В «Отчете о прибылях и убытках»[приложение Б] показываются налоги уплачиваемые из выручки и из прибыли. Кроме того в организациях Потребительской кооперации в «Приложении к бухгалтерскому балансу» [приложение Б] показывается сумма начисленных и уплаченных налогов и сборов в разрезе их видов.
Экономическая аналитика:
Методы планирования прибыли
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость её правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешность финансово-хозяйственной деятельности организации. Расчет плановой прибыли должен быть эконо ...
Оптимизация и совершенствование налогового планирования на
исследуемом предприятии
Планирование налоговых обязательств на предприятии ОАО «Протон» осуществляется посредством воздействия на элементы налога: субъект налогообложения, налоговую базу, налоговые льготы, срок уплаты налога. (Рисунок 14). Рисунок 14 – Планирование отдельных элементов налога на добавленную стоимость При п ...
Характеристика деятельности агентов государства на рынке государственных
ценных бумаг
Наиболее активное участие ЦБ РФ осуществляет на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Минфина Центробанк выступает на рынке облигаций федерального правительства. Банк России на рынке ГКБО/ОФЗ выполняет следующие функции: а) агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию ...