Экономическая сущность, классификация и значение налогов, сборов и других обязательных платежей

Эффективные финансы » Контроль правильности взимания налогов, сборов и других обязательных платежей » Экономическая сущность, классификация и значение налогов, сборов и других обязательных платежей

Страница 5

Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений)[7, с. 17].

В соответствии с Налоговым кодексом (Особенная часть) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1) освобождения от налога, сбора (пошлины);

2) дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

3) пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

4) возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

5) в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

Финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;

Малых форм предпринимательства;

Занятости инвалидов;

Благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранной сфер.

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – а централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, социальных, внешнеэкономических, природоохранных и др.).

Формирование налогов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект.

Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций[7, c. 18].

Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятия в бюджет, повышения или понижения общего уровне налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.

Контрольная функция налогов проявляется в оценке эффективности налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулирующей, распределительной функции налогов, их оптимальном сочетании, своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей[20, с. 15].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Экономическая аналитика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru