Налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться. В этом случае сумма НДФЛ удержанная с работника подлежит корректировке.
Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30%, подлежит пересчету по ставке 13%.[36]
Для наглядности вышеизложенного рассмотрим пример. Организация в январе 2011 г. заключила трудовой договор с иностранным гражданином, временно проживающим в России, сроком на один год. По условиям договора ежемесячное вознаграждение работника составляет 40 000 руб. В период с января по июнь 2011 г. сумма исчисленного и удержанного НДФЛ составит: 72 000 руб. (40 000 руб. × 6 месяцев ×30%). В июле месяце работник документально подтвердил статус налогового резидента и представил заявление о перерасчете суммы НДФЛ. На основании данного заявления бухгалтерия организации произвела перерасчет, и сумма НДФЛ составила – 36 400 руб. (40 000 руб. × 7 месяцев × 13%). Излишне удержанный налог в размере 35 600 руб. (72 000 – 36 400) может быть зачтен в счет предстоящих платежей или возвращен организацией работнику на основании его заявления.
Также необходимо обратить внимание и на стандартный налоговый вычет. Если работник не является налоговым резидентом, то стандартный налоговый вычет ему не предоставляется. В том случае, если 183 дня истекло, и физическое лицо изменило свой налоговый статус, а, следовательно, изменилась и ставка налога, то при перерасчете иностранцу следует предоставить стандартный вычет за все прошедшие месяцы. Воспользуемся условиями предыдущего примера. Организация в январе месяце 2011 г. заключила трудовой договор с иностранным гражданином, временно проживающим в России, сроком на один год. По условиям договора ежемесячное вознаграждение работника составляет 40 000 руб. В период с января по июнь 2011 г. сумма исчисленного и удержанного НДФЛ составит: 72 000 руб. (40 000 руб. × 6 месяцев × 30%). В июле месяце 2011 г. работник документально подтвердил статус налогового резидента и представил заявление о перерасчете суммы НДФЛ. На основании данного заявления бухгалтерия организации произвела перерасчет, и сумма НДФЛ составила – 36 036 руб. (40 000 руб. × 7 месяцев) –(400 руб. × 7) × 13%. Излишне удержанный налог в размере 35 964 руб. (72 000 – 36 036) может быть зачтен в счет предстоящих платежей или возвращен организацией работнику на основании его заявления.
Таким образом, если работник представит документы, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом РФ, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13% и вернуть излишне удержанные суммы налога с выплаченных такому работнику доходов за счет текущих платежей.
Нередки случаи, когда фирма ошибочно не удержала НДФЛ или удержала, но несвоевременно перечислила в бюджет. Организации волнует наступает ли налоговая ответственность. Есть ряд арбитражных дел, в которых судьи пришли к выводу, что в такой ситуации штрафовать организацию нельзя. Но в ФНС считают, что любое нарушение налоговым агентом правил удержания и перечисления НДФЛ карается штрафными санкциями, предусмотренными 123-й статьей Налогового кодекса. В данном случае штраф составляет 20% от суммы, подлежащей перечислению. Если фирма не может удержать НДФЛ, согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса она должна в течение месяца письменно проинформировать об этом налоговую инспекцию по месту своего учета.[36]
Экономическая аналитика:
Понятие и функции финансового директора
Финансовый директор – глава финансовой службы предприятия. Знает все о денежных потоках в организации и умеет распределить их с максимальной пользой. Может просчитать последствия любого принятого решения и вынести вердикт: стоит ли, например, открывать новый филиал фирмы или нет, куда вложить деньг ...
Классификация доходов
доход государственный бюджет централизованный Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития. В своей работе хочу представить ...
Государственное управление и инвестиционная политика – как
основа регулирования рыночного хозяйства
От взаимодействия бизнеса и государства зависит создание атмосферы общественного доверия и законности. Предотвращение необоснованного вмешательства государства в экономику, пресечение произвола, усиление подконтрольности органов управления за счет повышения их прозрачности[12]ведёт к упрочнению при ...