Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2014-2016 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2014 году 9 - 16%, в 2015 году - 12 - 14%, в 2016 году - 13 - 15%.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2014 - 2016 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2014 - 2016 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.
В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте - его рост.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2014 - 2016 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.
Таблица 3.1 Прогноз показателей денежной программы на 2014 - 2016 годы (млрд. рублей)
1.01.2014 (оценка) |
1.01.2015 |
1.01.2016 |
1.01.2017 | ||||||||
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант | |||
Денежная база (узкое определение) |
7099 |
7713 |
8058 |
8264 |
8672 |
9137 |
9452 |
9825 |
10440 |
10891 | |
- наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
6840 |
7420 |
7752 |
7950 |
8330 |
8777 |
9079 |
9421 |
10012 |
10444 | |
- обязательные резервы** |
259 |
293 |
306 |
314 |
342 |
361 |
373 |
403 |
429 |
447 | |
Чистые международные резервы |
15090 |
14635 |
15882 |
17301 |
14073 |
16608 |
19534 |
13396 |
17429 |
21837 | |
- в млрд. долларов США |
495 |
480 |
521 |
568 |
462 |
545 |
641 |
440 |
572 |
717 | |
Чистые внутренние активы |
-7991 |
-6922 |
-7824 |
-9036 |
-5401 |
-7471 |
-10082 |
-3571 |
-6989 |
-10946 | |
Чистый кредит расширенному правительству |
-5529 |
-5202 |
-5698 |
-6589 |
-4801 |
-6159 |
-7864 |
-4290 |
-6706 |
-9283 | |
- чистый кредит федеральному правительству |
-4229 |
-4038 |
-4534 |
-5425 |
-3537 |
-4895 |
-6600 |
-2926 |
-5342 |
-7919 | |
- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России |
-1300 |
-1164 |
-1164 |
-1164 |
-1264 |
-1264 |
-1264 |
-1364 |
-1364 |
-1364 | |
Чистый кредит банкам |
-90 |
679 |
250 |
116 |
1865 |
1092 |
565 |
3187 |
2072 |
1281 | |
- валовой кредит банкам |
950 |
1687 |
1302 |
1196 |
2876 |
2157 |
1667 |
4211 |
3160 |
2385 | |
- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности |
-1040 |
-1008 |
-1053 |
-1080 |
-1012 |
-1066 |
-1103 |
-1024 |
-1089 |
-1105 | |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-2372 |
-2399 |
-2376 |
-2563 |
-2465 |
-2404 |
-2783 |
-2468 |
-2354 |
-2944 | |
Экономическая аналитика:
Оценка вероятности банкротства
При оценке финансового состояния неплатежеспособных предприятий часто возникает ситуация, когда одни оценочные показатели превышают нормативные значения, а другие, наоборот, достигают критической черты [9, с.9]. Рассчитаем вероятность банкротства по двухфакторной модели ОАО«Нефтекамскшина» за 2007- ...
Методы исследования регионального бюджета РФ
При исследовании бюджета используются разнообразные инструменты и методы анализа. Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне бюджета, при реше ...
Анализ формирования финансовых результатов деятельности
организации
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности организации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснование их образования, выявление и измерение воздействия различных факторов на прибыль, оценка возможностей её дальнейшего роста на основе оптимизации объемов производства ...