Важнейшим группировочным признаком является уровень взимания и распоряжения налогами.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. [Часть 1 гл. 2 ст.12 НК РФ]
Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Согласно статьи 14 НК РФ к региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Согласно статьи 14 НК РФ к местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Налоги и сборы, составляющие систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. Общая схема классификация налогов представлена на рис. 2 Схема классификации налогов.
Рис. 2 Схема классификации налогов
По характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имущества: чем больше доход, тем больше величина прямого налога. Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. Косвенные налоги не зависят от величины доходов и размера имущества. Они включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.
По характеру использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают в единую казну государства (субъекта Федерации), обезличиваются и используются для общегосударственных целей. Специальные налоги и сборы имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые в бюджете.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и применяемый в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся.
В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.
Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную.
Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что в переводе означает «корзина».
Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфунции, влияющие на воспроизводственный процесс, как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом. [7, c. 16].
Экономическая функция реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономических инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиций, темпы экономического рост, а также стимулирование отдельных отраслей экономики.
Распределительная функция налогов выступает в виде использования налоговой в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.[12, с. 36]
Стимулирующая функция налогов, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Экономическая аналитика:
Общие положения по калькуляции себестоимости продукции
Калькулирование представляет собой исчисление себестоимости единицы продукции, работ и услуг. Оно имеет важное значение для оперативного руководства работой предприятия, так как позволяет вовремя вскрыть внутренние резервы и использовать их для дальнейшего снижения себестоимости продукции, повышени ...
Уставный капитал акционерного общества
С учреждением АО создается его уставный капитал, который представляет собой общую оценку средств, отраженную в уставе АО или договоре об образовании общества. Уставный капитал АО состоит из определенного числа обыкновенных акций, численность которых предусмотрена уставом. В соответствии с Гражданск ...
Налогоплательщики и объект налогообложения
Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. Российские организации, кроме перешедших ...