Финансовая деятельность организаций является объектом государственного регулирования, которое представляет собой систему нормативно - правового регламентирования финансовых отношений и условий проведения финансовых операций.
Основными принципами регулирования финансовой деятельности организаций выступают:
- формирование основных направлений регулирования финансовой деятельности, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики;
- создание нормативно - правовой базы, стимулирующей использование прогрессивных видов финансовых инструментов;
- обеспечение организациям достаточной самостоятельности для ведения эффективной финансовой деятельности;
- соблюдение пропорциональности финансовых интересов государства, организаций, домохозяйств;
- стимулирование интеграции финансовой деятельности организаций в международную систему финансовых правоотношений.
Государственное регулирование финансовой деятельности определяются следующими факторами:
1) условиями экономического развития страны;
2) степенью интеграции страны в мировое хозяйство;
3) многообразием форм финансовых отношений;
4) уровнем развития финансового рынка и используемых финансовых инструментов.
В соответствии с данными факторами государство разрабатывает специальную финансовую политику, представляющую собой правовое регулирование различных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования, направленное на решение определённых тактических и стратегических задач государства.
Основные цели государственного регулирования финансовой деятельности:
- обеспечение реализации финансовой политики государства;
- поддержание равенства в осуществлении финансовой деятельности предприятий различных организационно - правовых форм;
- предоставление единства условий формирования организациями финансовых ресурсов ха счёт внутренних и внешних источников;
- стимулирование организаций к выбору наиболее эффективных направлений использования финансовых ресурсов, способствующих достижению стратегических задач государства.
Процесс государственного регулирования финансовой деятельности организаций осуществляется в следующей последовательности:
1. Создание нормативно–правовой базы, регламентирующей нормы и виды финансовой деятельности.
2. Унификация параметров используемых организациями финансовых инструментов и правил ведения операций с ними.
3. Формирование системы стандартов создания и функционирования финансовых институтов.
4. Создание системы санкций за нарушение организациями правовых норм осуществления финансовой деятельности.
Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций:
1. Регулирование финансовых аспектов создания организаций.
2. Регулирование системы учёта и отчётности организаций.
3. Налоговое регулирование.
4. Регулирование порядка и форм амортизации материальных и не материальных аспектов.
5. Регулирование кредитных отношений.
6. Регулирование системы расчётов и денежного обращения.
7. Валютное регулирование.
8. Регулирование инвестиционной деятельности.
9. Регулирование страховых операций.
10. Регулирование процедур банкротства и ликвидации организаций.
Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.
Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией конкретными условиями его экономического развития.
Экономическая аналитика:
Препятствия на пути интеграции России в мировой валютный рынок
По мере вступления в действие положений закона «О валютном регулировании и валютном контроле» многие из существующих ограничений прекратят свое действие. Однако кроме юридических ограничений, препятствующих операциям российских мелких и средних предприятий на мировом рынке, действует также ряд серь ...
Горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной обеспеченности в
решении проблем финансовой обеспеченности бюджетно-дефицитных регионах
В федеративном государстве различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы. Действующая модель межбюджетных отношений в России до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов различных уровней, а не на рациональное распределение их расходных фу ...
Государственная пошлина при регистрации договора
участия в долевом строительстве
ООО «Альмари» заключило договор участия в долевом строительстве, по условиям которого в собственность организации переходят 16 квартир в многоквартирном доме. За государственную регистрацию договора была уплачена государственная пошлина в сумме 7500 руб., однако регистрирующий орган не принял докум ...