Финансовая деятельность организаций является объектом государственного регулирования, которое представляет собой систему нормативно - правового регламентирования финансовых отношений и условий проведения финансовых операций.
Основными принципами регулирования финансовой деятельности организаций выступают:
- формирование основных направлений регулирования финансовой деятельности, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики;
- создание нормативно - правовой базы, стимулирующей использование прогрессивных видов финансовых инструментов;
- обеспечение организациям достаточной самостоятельности для ведения эффективной финансовой деятельности;
- соблюдение пропорциональности финансовых интересов государства, организаций, домохозяйств;
- стимулирование интеграции финансовой деятельности организаций в международную систему финансовых правоотношений.
Государственное регулирование финансовой деятельности определяются следующими факторами:
1) условиями экономического развития страны;
2) степенью интеграции страны в мировое хозяйство;
3) многообразием форм финансовых отношений;
4) уровнем развития финансового рынка и используемых финансовых инструментов.
В соответствии с данными факторами государство разрабатывает специальную финансовую политику, представляющую собой правовое регулирование различных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования, направленное на решение определённых тактических и стратегических задач государства.
Основные цели государственного регулирования финансовой деятельности:
- обеспечение реализации финансовой политики государства;
- поддержание равенства в осуществлении финансовой деятельности предприятий различных организационно - правовых форм;
- предоставление единства условий формирования организациями финансовых ресурсов ха счёт внутренних и внешних источников;
- стимулирование организаций к выбору наиболее эффективных направлений использования финансовых ресурсов, способствующих достижению стратегических задач государства.
Процесс государственного регулирования финансовой деятельности организаций осуществляется в следующей последовательности:
1. Создание нормативно–правовой базы, регламентирующей нормы и виды финансовой деятельности.
2. Унификация параметров используемых организациями финансовых инструментов и правил ведения операций с ними.
3. Формирование системы стандартов создания и функционирования финансовых институтов.
4. Создание системы санкций за нарушение организациями правовых норм осуществления финансовой деятельности.
Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций:
1. Регулирование финансовых аспектов создания организаций.
2. Регулирование системы учёта и отчётности организаций.
3. Налоговое регулирование.
4. Регулирование порядка и форм амортизации материальных и не материальных аспектов.
5. Регулирование кредитных отношений.
6. Регулирование системы расчётов и денежного обращения.
7. Валютное регулирование.
8. Регулирование инвестиционной деятельности.
9. Регулирование страховых операций.
10. Регулирование процедур банкротства и ликвидации организаций.
Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.
Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией конкретными условиями его экономического развития.
Экономическая аналитика:
Анализ доходной части бюджета области
Проанализируем структуру доходов Новгородской области за период 2009-2011 гг. на основании данных закона о бюджете области (таблица 2). Анализ структуры доходов областного бюджета Новгородской области в 2009-2011 гг. показывает, что налоговые доходы в исследуемом периоде остаются основой формирован ...
Необходимость
регулирования российского рынка электронных денег
Убедительный рост объемов электронных платежей и увеличение числа вовлеченных участников, безусловно, не может не поставить на передний план такие вопросы, как: правила игры платежных систем, взаимоотношения участников рынка электронных платежей, правовая сущность электронных денег, правовой режим, ...
Экономическая сущность НДФЛ в России и других странах
Идея НДФЛ состоит в том, что каждый гражданин страны, пользуясь общественными благами, должен обеспечивать функционирование государственной системы, путём отчисления части своих доходов в бюджет. Именно доходы физических лиц в силу определенных обстоятельств в условиях развитого правового государст ...