Идея НДФЛ состоит в том, что каждый гражданин страны, пользуясь общественными благами, должен обеспечивать функционирование государственной системы, путём отчисления части своих доходов в бюджет. Именно доходы физических лиц в силу определенных обстоятельств в условиях развитого правового государства являются наиболее интересными для налогообложения. Дело в том, что эволюция трудовых правоотношений ведёт к тому, что работник и работодатель в конечном итоге будут заинтересованы в легализации всех выплачиваемых доходов. Уже сейчас работник, устраиваясь на работу, требует заключения трудового контракта, в котором должна отражаться реальная сумма доходов, что создаёт дополнительные гарантии для работника. Всё это ведёт к легализации фактических доходов населения, а, следовательно, к росту налоговых поступлений в бюджет по данному налогу.
Таким образом, в РФ становление налога на доходы физических лиц находится где-то на срединной стадии. Нельзя сказать, что система исчисления и уплаты данного налога в РФ не установлена так же, как и нельзя сказать, что данная система имеет высокое развитие. Ещё много предстоит сделать в данном направлении в процессе налоговой реформы. Но необходимо понимать, что будущее нашей страны в первую очередь зависит от того, каким образом будет организовано налогообложение доходов физических лиц. В этом и заключается объективная необходимость существования данного налога.[31]
Отношения физического лица с бюджетом носит целенаправленный и законодательный характер, обусловленный особенностями не только рыночной экономики, но и концепцией человеческого фактора. Центральное место в системе налогообложения занимает налог на доходы физических лиц. Присутствие НДФЛ в налоговой системе является вполне обоснованным. Как и любой другой, он является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан.
Сущность НДФЛ состоит в выделении из потока доходов человека части, направляемой в государственный бюджет, доля этой части, которая определяется нормативом ставки должна устанавливаться с учетом его влияния на экономическое поведение работающих: увеличение ставки приводит к снижению трудоотдачи всех групп населения. Кроме того, НДФЛ снижает величину богатства и тем самым направляет население на сокрытие доходов.[32]
Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения. Налог с личного дохода - один из самых важных в западных странах и практически все налоговые реформы предусматривали изменения в нем. Говоря о системе налогообложения в России, бытует мнение о том, что налоговое бремя на предпринимателей настолько высоко, что работать в современных условиях просто невозможно. Государство просто душит налогами как крупный, так и малый бизнес. Как видно из вышеуказанного, НДФЛ в РФ не так велик – 13%. Но делать поспешных выводов не стоит, необходимо учитывать другие условия и порядки взимания этого налога за рубежом. Обывательское суждение о том, что налоговое бремя на там не такое, не совсем соответствует действительности. Верхний размер ставок НДФЛ в разных странах варьируется от 0 до 59%.[10]
Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком. Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.
Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог, в основном, уплачивается в последнее время по минимальной шкале.
Экономическая аналитика:
Банкноты Соединенных Штатов
Первыми бумажными деньгами, выпускаемыми правительством США, были банкноты Соединенные Штатов. Первоначально они предназначались для финансирования ведения Гражданской войны, и получили название «гринбэки». Выпуск банкнот Соединенных Штатов – пример того, как правительство может финансировать свои ...
Сущность валютного курса
Валютный курс - «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах. Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рын ...
Функции налогов
1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами. С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным ист ...