Во-вторых, с позиций федерализма федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания финансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов. В таком понимании акцент в оценке роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.
В соответствии с этими двумя точками зрения на роль федерального бюджета в бюджетной системе РФ и должно идти ее формирование. Однако в России бюджетный процесс всегда был недостаточно четко регламентирован, а в настоящее время и вовсе дезорганизован.
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы РФ являются бюджеты субъектов Федерации
(региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности. Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе РФ.
Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти.
Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются государственными организациями, и местные бюджеты практически «выпадают» из бюджетной системы. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в РФ.
Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории
(ст. 6
БК РФ).
Схема 2. Построение бюджетной системы РФ
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.
Консолидированный бюджет РФ и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится для проведения сравнительного анализа, т. к. определяет всего лишь изъятую государством часть ВВП. Поэтому рост консолидированного бюджета – это, прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.
Экономическая аналитика:
Либерализация валютного законодательства России
На протяжении последних лет в России постепенно либерализуется валютное законодательство. Важнейшим шагом в этом направлении стал ввод в действие новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Ранее в соответствии с этим законом отменен ряд ограничений на валютные операции. В ...
Оценка финансовых рисков
Существует достаточно большое количество способов оценки финансовых рисков предприятия. Рассмотрим основные из них: Оценка рисков утраты ликвидности и платежеспособности. В основе финансовых рисков риски утраты ликвидности и платежеспособности (структурной ликвидности) играют ведущую роль по степен ...
Формирование, состав и характеристика финансовых
ресурсов предприятия
Основным звеном экономики в рыночных условиях хозяйствования являются предприятия, которые выступают в роли хозяйствующих субъектов. Они для осуществления хозяйственной деятельности, получения продукции, доходов и накоплений используют определенные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, ...