- физический износ;
- нарушение условий эксплуатации;
- аварии;
- чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия;
- длительное неиспользование объекта для хозяйственных нужд.
Если выбытие основных средств обусловлено субъективным фактором, то комиссия устанавливает виновных (ответственных) лиц. Помимо этого комиссия устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов оцениваемого объекта, производит их оценки исходя из цен возможного использования. Если для демонтажа, ликвидации объекта требуются затраты труда или материалов, комиссия составляет смету затрат на ликвидацию объекта основных средств. Письменное предложение о ликвидации основных средств с приложением дефектной ведомости и сметы затрат на ликвидацию комиссия направляет директору. После проставления разрешительной визы производятся работы по ликвидации объекта, которая, как правило, осуществляется в присутствии комиссии. По результатам ликвидации составляется акт на списание основных средств формы ОС-4, а для автотранспортных средств – формы ОС-4а. В актах приводятся данные, характеризующие объект (дата принятия к учету, год изготовления ил постройки, дата ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная (восстановительная) стоимость, сумма начисленного износа, инвентарный номер, проведенные ремонты, причины выбытия с указанием причин нецелесообразности использования и (или) невозможности восстановления, состояние основных частей деталей, узлов согласно дефектной ведомости, виновники выбытия (при их наличии). Для проведения работ по ликвидации работникам выписываются разовые наряды, материалы затребуются со склада по требованиям на отпуск материалов. Материалы, полученные при ликвидации, сдаются на склад с выпиской внутренней накладной в двух экземплярах. Накладные выписываются материально-ответственным лицом подразделения (цеха, участка, отдела), в котором производится списание объектов основных средств в двух экземплярах. Кладовщик по приходовании частей подписывает оба экземпляра, один из которых остается на складе, а второй прилагается к акту. Оформленные акты с приложением закрытых нарядов на выполненные работы, требований на отпуск материалов, актов об авариях (если причиной списания стала авария), а также накладных на сдачу материалов на склад передаются в бухгалтерию, где обрабатываются и отражаются в синтетическом учете, а также в инвентарных карточках, которые изымаются из картотеки и хранятся отдельно.
Если в отношении объекта основных средств предполагается продажа, обмен или безвозмездная передача, комиссией составляется технико-экономическое обоснование выбытия объекта. Обоснование передается директору, а после утверждения – в отдел сбыта, где выписывается расходная товарно-транспортная или товарная накладная на отпуск в четырех (товарная в трех) экземплярах, один из которых вместе с утвержденным распоряжением на продажу (передачу) основного средства передается в бухгалтерию. Первичные документы по оплате коммерческих расходов и расходов по демонтажу объектов также поступают в бухгалтерию. В этих документах проставляется инвентарный номер объектов, что облегчает группировку данных для отражения в учете.
Также следует отметить, что, если в узлах и деталях объектов основных средств содержатся драгоценные металлы, то их содержание указывается в инвентарных карточках на основании технической документации, а при ее отсутствии – на основании экспертной оценки. При ликвидации такого объекта узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, указываются в акте (форма ОС-4). При демонтаже, разборке объекта такие детали и узлы изымаются и передаются на склад по отдельным внутренним накладным, а оттуда – на предприятия Белдрагмета на вторичную переработку.
Экономическая аналитика:
Сбербанк РФ как агент государства
КБ АО "Сбербанк" – активный участник фондового рынка и является первичным дилером/агентом по обслуживанию операций с государственными ценными бумагами (ГЦБ) эмитируемыми Министерством Финансов РФ и Центральным Банком РФ. КБ АО "Сбербанк" имеет Лицензию № 199 Агентства РФ по регу ...
Совершенствование порядка РКО клиентов муниципальным казначейством
Период с 2008 года руководство Федерального казначейства характеризует как переходный в развитии казначейской системы в России. Весь этот период происходила подготовка к началу качественно нового этапа - к работе, которая должна базироваться на положениях бюджетного законодательства, вступившего в ...
Транспортная отрасль РФ: структура, особенности, значение
Транспортная система - отрасль экономики, в состав которой входят транспортная сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Транспорт - одна из важнейших со ...