Налоговая политика государства

Страница 3

Витте был сторонником прогрессивного налогообложения остро критиковал пропорциональное обложение дoxoдов за несправедливое неравномерное обложение, подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов её применения.

В качестве преимуществ прогрессивного обложения Витте выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, а так же отмечал, что крупные доходы и имущества «обладают, прогрессивною экономическою силою накопления богатства".

Проблема приоритета пропорциональных или пpогрессив­ных налогов все еще остается актуальной. И в настоящее время продолжается острая дискуссия на эту тему.

Страны с экономикой переходного периода, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, заново формировали налоговую политику, механизм её реализации и соответствующую налоговую систему. Очевидно, что это весьма длительный процесс, как подчеркивал.

В странах с нерыночной экономикой переход к новым условиям хозяйствования сопровождался существенными изменениями сложившихся налоговых систем. Это, прежде всего, относится к отмене налогов с оборота, других неналоговых, изъятий. Ключевым требованием является создание принципиально новых налоговых ведомств. Важнейшая задача – создание правовой законодательной основы налогообложения.

В России в начале 90-х гг. прошлого века стало очевидным, что необходимы радикальные преобразования во всех сферах хозяйственной жизни. Естественно, что эти преобразования были невозможны без формирования и отладки соответству­ющей налоговой системы. К сожалению, новейшая история становления налоговой системы не обошлось без ошибок из за поспешности принятия отдельных решений. Налоговые преобразования зачастую осуществлялись методом проб и ошибок без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретных экономических реалий переходного периода. Нередко при принятии чисто экономических решений превалировали политических эмоций.

Налоговая политика и налоговая система формировалась в жарких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Важнейшим из них являлись дискуссии по налогообложению доходов предприятий, введению НДС, о платежах за использование природных ресурсов, дифференциации подоходного налога с граждан. Серьезно усложняли экономическую деятельность предприятий бесконечные поправки в налоговое законодательство и нормативные акты по порядку изъятия налогов, применению ставок налогов и отдельных льгот.

Содержание налоговой политики во многом определяется ­принятой концепцией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным эко­номическим регионам и социальным группам. Многие недо­статки в системе российских налогов обусловлены отсутствием. долговременной концепции развития налоговой системы.

Мероприятия, осуществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикой государства в области доходов и цен. Особенно тесно взаимосвязаны между собой налоги и цены. Рассматривая взаимосвязь налогов и цен, следует раз­личать их существенные отличия: в условиях плановой системы хозяйствования и экономики переходного периода. В условиях плановой административной системы управления взаимосвязь цен и налогов наблюдалась, прежде всего, в процессах распреде­ления и перераспределения чистого дохода. Государство жестко планировало в структуре цены налог с оборота и различного рода отчисления из прибыли. В странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода взаимосвязи между ценами и налогами предопределяются не только в процессе производства, но и условиями реализации, в зависимости от эластичности спроса и предложения, Именно соотношения спроса и предложения во многом устанавливают распределение налогового бремени между изготовителями и потребителями. Практика изменения цен и налогов многим странам свидетельствует, что рост цен на такие товарные группы, как, алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, весьма незначительно снижает их потребление. Как следствие, общей тенденцией развития налоговых систем является установление высоких акцизов по указанным товарным группам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Экономическая аналитика:

Анализ налоговой нагрузки на предприятии
Налоговая нагрузка – это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия. Величина налоговой нагрузки зависит от множества факторов – от вида деятельности и формы ее осуществления, налогового режима, организационно – правовой формы предприятия ...

Особенности финансов кредитных организаций
Кредитная сфера охватывает часть денежных отношений, характеризующуюся самостоятельным движением денег, когда деньги «меняют» владельца (Д – Д). При этом в кредитной сфере, в отличие от бюджетно-налоговой сферы денежных отношений, происходит движение временно свободных денежных средств на возвратны ...

Простой метод учета затрат и калькуляции себестоимости продукции
Простой метод учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции применяют на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию (гидроэлектростанции, предприятия по добыче руды, угля, нефти, газа). Здесь все затраты предприятия относят на один вид вырабатываемой продукции, а при отс ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru