Эффективное использование налогов и решение социально-экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическими условиям.
В экономической литературе нередко понятие налоговой политики рассматривается однобоко, сугубо с фискальных позиций.
В России в конце XIX - начале XX в. была обоснована налоговая политика и в соответствии с ней сформирована налоговая система, способствовавшая пополнению бюджета и экономическому росту. Немаловажная роль в этом принадлежала серьезной теоретической проработке основополагающих вопросов налогообложения.
При обосновании налоговой политики необходимо руководствоваться не только фискальными требованиями. Так, еще С.Ю. Витте подчеркивал, что "государство, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными эстетическими и экономическими началами; в противном случае, отягощая население несправедливыми непосильными сборами, оно подрывало бы самый смысл и разумное основание своего существования".
При формировании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Многовековая история развития налогов убедительно показывает, что налогообложение имеет пределы. Вопрос поиска критической точки налогообложения занимает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий.
Рассматривая пределы обложения, И.И. Янжул подчеркивал, что, с одной стороны, "предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которых налоги устанавливаются; с другой - он заключается в имущественной способности подданных удовлетворять этим потребностям своими пожертвованиями…Между этими двумя границами обложения -потребностями государства и имущественной способностью граждан - и вращаются все налоговые вопросы; борьба этих двух начал в финансовой истории налагает даже особый отпечаток на всю жизнь народа".
Основополaгaющим принципом при определении границ налогooбложения должен быть принцип способности физических и юридических лиц оcyществлять налоговый платеж. Задача определения границ налогообложения осложняется наличием множества факторов, от которых зависит тяжесть налогового бремени. В отдельных странах делаются попытки ограничить налоговое бремя законодательными актами.
Немало важное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Принцип спpaведливости в налогообложении - понятие относительное, изменяющееся по мере развития производственных сил, культypы, исторических традиций и т.д. Учение о справедливости в налогообложении ищет ответы на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности?
Относительно первого вопроса большинство ученых придерживается мнения, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем высказывается мнение о том, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Многие экономисты считают, что надо освобождать от налога доход, который обеспечивает условия, необходимые для полноценной жизни. В разные годы в разных странах величина дохода, освобождаемого от налога, различна.
Экономическая аналитика:
Понятие управления финансами, его роль
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «упра ...
Сущность и методы диагностики банкротства предприятия
Банкротство - это один из ключевых элементов рыночной экономики и институт развитой системы гражданского и торгового права, это механизм, дающий возможность избежать катастрофы и с пользой распорядиться средствами, согласно утверждению Мескона М.Х. Если разоряется предприятие, это всегда трагедия и ...
Лицензирование банков
Национальный банк имеет исключительное право на выдачу банкам лицензий. Установление минимального размера капитала (1) Национальный банк имеет исключительное право устанавливать и изменять минимальный размер капитала банков и максимальный размер доли каждого акционера. (2) Национальный банк может у ...