Налоговая политика государства

Страница 2

При обосновании налоговой политики очень важно сопо­ставление налогового бремени. попытки сравнивать налоговое бремя отдельных стран делаются начиная с XIX в. это сравнение произвести довольно трудно, поскольку различна покупатель­ная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, учитывать различие в составе населения.

Разные ученые выдвигали различные подходы к обосно­ванию налогового бремени. Предлагалось определять его как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности. Некоторые экономисты считали, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все пришли к единому мнению, что наиболее достоверную картину, позволяющую сопоставлять отдельные страны, дает доля налогов в ВВП.

В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов пытались найти предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряют стимул к производству. Широкую известность приобрела кривая Лэффера, названная по имени американского экономиста А. Лэффер.

Генезис налоговой политики России конца XIX–начала XX в. наиболее полно раскрыл С.Ю. Витте. При формировании налоговой политики он исключительно важную роль отводил обоснованию налогового бремени. Правом устанавливать налоги государство должно пользоваться очень разумно и осторожно, в противном случае высокое налоговое бремя может стать тормозом развития производства, привести к обнищанию населения.

Современная российская налоговая система по уровню тяжести налогового бремени далека от совершенства. Сравнения её с зарубежными показателями некорректны, т.к. слишком велико различие в уровнях и структуре доходов населения.

Витте был последователем представителей классической экономической теории, прежде всего А. Cмитa. Поддерживая основополагающие положения налогообложения - всеобщность, равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наиболее удобное время для налогоплательщиков, сформулированные А. Смитом, он развил их и обосновал новые важные принципы учетом экономических реалий времени, отмечая, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, т, е. быть способной доставить государству значительные и неизменно прогрессирующие ре­сурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим тре­бованиям, способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности. Важно отметить, что идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том, как налоговая система приближается к удовлетворению этих требований.

Не потеряли актуальности рассуждения Витте по общим проблемам теории обложения. В частности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал, что"капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема от обложения, т. к: всякий ущерб в размерах капитала ослабляет производительную деятельность страны. Покрывать государственные расходы из народного капитала было бы равносильно тому, как если бы частное лицо, не удовлетворяясь полученным дoхoдoм, стало бы растрачивать свое имущество. Таким образом, объектом или источником налога должен служить преимущественно народный доход".

Страницы: 1 2 3 4 5

Экономическая аналитика:

Характеристика деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг
Наиболее активное участие ЦБ РФ осуществляет на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Минфина Центробанк выступает на рынке облигаций федерального правительства. Банк России на рынке ГКБО/ОФЗ выполняет следующие функции: а) агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию ...

Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и ВВП, через него мо ...

Банк развития и внешнеэкономической деятельности
Внешэкономбанк является агентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственного валютного облигационного займа. Он: ¾ осуществляет выдачу облигаций; ¾ организует учет их первичного размещения и вторичного обращения; ¾ ведет соответствующие облигационные счета; ¾ ос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru