Для проникновения в суть явлений необходима информация, которая позволила бы аналитику, во-первых, отследить состояние и результаты деятельности предприятия; во-вторых, помогла понять схему финансовых потоков, выраженную в более специфических терминах.
Процесс финансового анализа включает в себя обработку разнообразных формальных и неформальных данных, важных для целей анализа. Эффективность системы финансового анализа напрямую зависит от полноты и качества используемой информации.[48].
Следует отметить отсутствие в настоящее время единого подхода к идентификации источников информационного обеспечения финансового анализа в отечественной и зарубежной монографической литературе. Отдельные авторы, в том числе Э. Я. Макарьян, Г. П. Герасименко в качестве информационной базы финансового анализа выделяют исключительно данные бухгалтерской отчетности. Аналогичный подход к определению информационной базы финансового анализа предлагают авторы Э. С. Минаев и В. П. Панагушин, полагая, что источниками внешнего анализа являются формы годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности, а также данные оперативного учета – по запросу, в то время как для внутреннего анализа привлекаются данные синтетического учета (главная книга, ведомости, журналы-ордера). Более широко рассматривают информационную базу финансового анализа А. Д. Шеремет и Е. В. Негашев, которые к источникам информации для внутрихозяйственного анализа относят «кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию». Полагаем, что такая трактовка информационной базы сужает возможности финансового анализа и главное, его результативность.
На необходимость использования расширенного объема информации, значительно выходящего за рамки отчетности, указывается в работах Л. А. Бернстайна, Э. Хелферта, Э. Хендриксена, М. Ван Бреда, В. В. Ковалева. Следовательно, актуальной является методологическая проблема обоснования полноты или объема релевантной количественной и качественной информации, достаточной для проведения эффективного финансового анализа, преследующего поставленные различными пользователями цели.
Первым шагом в решении данной проблемы может стать классификация информационного обеспечения финансового анализа.
С точки зрения сферы возникновения, информация может быть классифицирована на внешнюю и внутреннюю. К внешним источникам информационного обеспечения финансового анализа относятся:
Общеэкономическая и политическая информация.
Отраслевая информация.
Информация, характеризующая состояние фондового рынка и рынка недвижимости.
Информация, отражающая состояние рынка капитала.
Информация, характеризующая собственников хозяйствующего субъекта.
Информация о руководителях и ответственных исполнителях.
Информация об основных контрагентах.
Информация о конкурентах.
Информация об эмитентах.
Внешнее аудиторское заключение
Информация, характеризующая общее экономическое положение страны, служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды и их ожидаемого влияния на финансовое состояние предприятия. В состав информации данного раздела могут быть включены такие показатели, как темпы роста валового национального продукта и валового национального дохода; индекс инфляции; нормативные материалы, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов.
Экономическая аналитика:
Сущность и роль иностранных инвестиций в обеспечении
экономического роста
Иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с за ...
Классификация доходов
доход государственный бюджет централизованный Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития. В своей работе хочу представить ...
Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской
Федерации
Функции государственного финансового контроля возложены на следующие институты: 1) Президента Российской Федерации. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента Российской Федерации по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля ...