Налоговая система Украины и ее структура

Эффективные финансы » Налоговая политика и налоговая система Украины » Налоговая система Украины и ее структура

Страница 2

Украина пережила проблемы наполнения бюджета деньгами, уклонения от наполнения бюджета посредством взаимозачетов, невыполнения большинства принятых годовых бюджетов, реструктуризации долгов как способа улучшения финансового состояния предприятий и их расчетов с бюджетом. Со временем, благодаря трансформации бюджетной и налоговой систем, некоторые из этих явлений отошли в прошлое, а некоторые изменили свой характер, хотя так и остались полностью не разрешенными. Проблемы массового уклонения от налогов, потери доходов бюджета от налоговых льгот, роста внешней задолженности, остаются актуальными и в настоящее время.

Проблема построения эффективной налоговой системы освещалась в работах многих ученых – финансистов: Бондаренко Н.А., Василика О.Д., Витлинского В.В., Мельника П.В., Скрипника А.В. и др.

Обобщить и свести воедино все точки зрения, как и удовлетворить одновременно все пожелания, невозможно. Суть их заключается в том, что налоговая политика должна обеспечить решение двуединой задачи.

С одной стороны, это установление оптимальных налогов, которые будут служить всестороннему развитию и стимулированию отечественного товаропроизводителя, в том числе занятости населения, наращиванию темпов производства, насыщению потребительского рынка необходимыми товарами и т.д. С другой стороны – обеспечение поступления в бюджет средств, достаточных для выполнения государством возложенных на него функций. Чрезмерное повышение нормы налогообложения приводит к увеличению доходов теневой экономики и сворачиванию легального бизнеса, а также к сокращению налоговой базы. Поэтому важное место в осуществлении оптимальной налоговой политики отводится принципу фискальной достаточности [11].

На рис. 1. показано, какие налоги составляют основную доходную часть бюджета Украины.

Рис. 1. Структура доходов сводного бюджета Украины в 2012 г.

Сравнение систем налогообложения Украины и развитых стран (Англии, США, Франции, Германии, Канады, Италии, Японии) показывает, что у них нет существенных различий. Так, в нашей стране используются такие же виды косвенных и прямых налогов – подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, плата за землю, акцизный сбор, НДС, таможенные пошлины и др. Но есть и особенности, по которым существенно отличаются налоговая система стран с развитой рыночной экономикой и Украины. Прежде всего это чрезмерно широкое применение высокой ставки НДС, а также использование налогообложения прибыли (обложение средств, которые направляются на развитие производства и инвестиции, изъятие амортизационных отчислений и др.), в результате которого часть изъятия прибыли составляет 65-85% (согласно максимальным оценкам) [5].

Большинство предпринимателей и ученых-экономистов считают, что система налогообложения Украины преимущественно ориентирована на выполнение фискальной функции, а принципы стимулирования социальной справедливости и предпринимательской производственной активности, практически не соблюдаются.

С введением в действие Закона Украины «О системе налогообложения» с 1 октября 1991 г. началось формирование законодательной базы налогообложения в стране. В наше время действует Налоговый кодекс Украины, в котором регулируются отношения в области изменения, установления и отмены сборов и налогов на Украине. В нем определяются исчерпывающий список сборов и налогов, а также порядок администрирования, обязанности и права налогоплательщиков.

Страницы: 1 2 

Экономическая аналитика:

Разработка административно-территориальных единиц
Разработка бюджетов адм-тер. ед. (1) Органы публичного управления админ-тер. ед. отвечают за разработку и утверждение своих бюджетов на основании положений законодательства и в соответствии с единой бюджетной классификацией. (2) Бюджет админ-тер. ед. разрабатывается ее исполнительным органом с учет ...

Характеристика деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг
Наиболее активное участие ЦБ РФ осуществляет на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Минфина Центробанк выступает на рынке облигаций федерального правительства. Банк России на рынке ГКБО/ОФЗ выполняет следующие функции: а) агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию ...

Особенности системы управления налоговой службой
Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru