Налоговая система Украины и ее структура

Эффективные финансы » Налоговая политика и налоговая система Украины » Налоговая система Украины и ее структура

Страница 1

нaлoгoвaя систeмa структура

Как научное понятие налоговая система представляет собой социальную категорию, рассматриваемую как открытая система, объединяющая положения политического, экономического и правового характера, устанавливаемая в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований в современном демократическом правовом (социальном) государстве.

Налоговая система включает в себя одновременно три основные взаимосвязанные и взаимопроникающие и одновременно независимые (т.е. не жестко связанные) подсистемы – экономическую, правовую и политическую.

С переходом Украины к социально ориентированной экономике рыночного типа стало ясно, что устойчивый экономический рост возможен только при условии обеспечения развития всех регионов страны. Развитие экономики, ее конкурентоспособность и интеграция в европейское сообщество зависит от эффективности экономической политики государства, составной частью которой является налоговая политика [5].

Именно налогобложение выступает одним из наиболее ощутимых рычагов государственного воздействия на отдельные регионы, территории или предприятия, поскольку с помощью налогов государство стимулирует или тормозит деловую активность, определяя приоритеты развития с учетом национальных интересов. Налоговая политика влияет на все этапы воспроизводственного процесса и процесса распределения доходов между членами общества. Это влияние может проявиться как в сдерживании воспроизводства и замедлении темпов экономического развития страны, так и в стимулировании предпринимательской активности, обеспечении условий для устойчивого и быстрого экономического роста и повышении уровня общественного благосостояния в Украине.

Научный подход к созданию рациональной системы налогообложения предусматривает, во-первых, системность, во-вторых, формирование правовой базы, направленной на реализацию основных налоговых принципов и, в третьих, установление основополагающей базы этой системы.

Требования системности состоят в том, что все налоги должны органически дополнять друг друга, быть взаимосвязанными, не вступать в противоречие с системой налогообложения в целом и с отдельными ее компонентами.

Основополагающая база построения налоговой системы – объем бюджетных расходов. Налоги являются не самоцелью, а средством для выполнения государственных функций, и с этих позиций они производны от расходов государства [6].

Налоговая система является продуктом налогового законодательства. Она создается на основе ряда законодательных актов, в которых закреплены как виды налогов, так и определенные принципиальные положения, порядок исчисления и взимания каждого вида налога, обязательный для всех налогоплательщиков.

Поскольку налоговая система является совокупностью разных видов налогов, подбираемых с целью реализации определенных принципов, она характеризуется структурой налогов. Налоговая политика государства находит воплощение в определенной структуре налогов, которая изменчива под влиянием социальных, экономических и политических факторов.

Разработке рациональной налоговой структуры ученые уделяли большое внимание начиная еще с А. Смита. Р. Масгрейв, известный американский экономист, сформулировал основные требования к налоговой структуре:

1) наименьшее давление на экономические решения; любое вмешательство государства, связанное с «чрезмерным налогообложением», надо уменьшить;

2) распределение налогового бремени равномерно: каждый должен платить свою «справедливую долю»;

3) способствовать экономическому росту и стабилизации экономики;

4) минимальные затраты на управление налоговой системы.

Налоговая система Украины создавалась с 1991 года и до сегодняшнего дня находится на этапе перманентного реформирования и формирования. Этот процесс не происходит без учета тенденций, связанных с увеличением перераспределения рабочей силы и капитала и углублением мирового разделения труда, которые способствуют интернационализации налоговых систем разных государств. Это значит, что при сохранении определенных характеристик налогообложения в каждом государстве у налоговых систем появляется больше общих критериев [8].

Бюджет как финансовый план государства формируется под влиянием бюджетной и налоговой политики. В Украине бюджетно-налоговая политика формировалась в условиях чрезвычайно жесткого экономического кризиса, что не могло не сказаться на характере перемен. Поскольку, с одной стороны, постоянной была проблема мобилизации средств в бюджет для выполнения государством своих функций и обязательств, а с другой – объективным непрерывный процесс потери одних источников финансовых поступлений в бюджет и поиска, в связи с этим, других, более соответствующих новой системе хозяйствования. Это постоянно обостряло проблему дефицита бюджета и методов его финансирования. Кроме того, среди принципиально новых условий появились те, которые связаны с низкой финансовой и управленческой дисциплиной, тенизацией экономики, неэффективностью отдельных видов расходов, фактами хищения государственных средств.

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru