Чувашия в плане регулирования фондового рынка отнесена к ведению регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Кроме того, в ЧР работает республиканская комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Ее председатель имеет статус министра Чувашской республики.
На 1.07.2010 в Чувашии было зарегистрировано 379 выпусков ценных бумаг на общую сумму 793,7 млрд. рублей.
В ЧР имеют активное хождение следующие ценные бумаги и инструменты: ГДО, векселя минфина ЧР, корпоративные векселя, Чебоксарские городские долговые обязательства, а также так называемые сельскохозяйственные и жилищные республиканские облигации.
Государственные долговые обязательства ЧР эмитируются с целью привлечения «живых» денег в бюджет. Всего их выпущено на 82 млрд. рублей, к настоящему времени ГДО погашено на 50 млрд.
ГДО эмитируются минфином по мере появления желающих их купить, причем номинал бумаги, объем эмиссии, срок обращения (обычно квартал) и процентная ставка (ориентир – ставка рефинансирования по ГКО) определяются в результате переговоров инвестора с сотрудниками минфина.
ГДО нигде не регистрируются, их минимальный номинал – 100 млн. рублей, форма выпуска – документарная. При наступлении даты погашения ГДО гасятся либо деньгами, либо принимаются в зачет налогов в республиканский бюджет.
В начале 2007 г. в качестве эксперимента была предпринята попытка реализовать ГДО физлицам через местные банки. Удалось разместить бумаг на 5,5 млрд. рублей, что было признано успехом. Однако больше таких попыток не предпринималось. Всего же, по оценкам специалистов, у населения республики имеется свыше 800 млрд. рублей свободных средств.
В следующем году планируется продолжить практику эмиссии ГДО, только переименовав эти бумаги и по возможности зарегистрировав их в Минфине РФ.
Векселя минфина ЧР были эмитированы со сроком обращения до конца 2010 г. в объеме 200 млрд. рублей, из которых уже погашено бумаг на 60 млрд. рублей. Цель этой эмиссии – финансирование республиканской жилищной программы. При погашении векселя деньгами не оплачиваются, а принимаются только в зачет налогов. Эмиссия векселей в бюджете не отражается, для обслуживания потока создан специальный внебюджетный фонд «Социальное жилье».
Поскольку органам власти запрещено обязываться по векселям, эмиссии республиканских векселей больше не будет, однако имеющиеся будут продолжать обращаться.
В ЧР реализуется необычная программа гарантии и поощрения выпуска корпоративных векселей. Решением республиканских властей какому-либо эмитенту, прошедшему специальный анализ и отбор в минфине, дается разрешение на эмиссию векселей, в котором указываются срок эмиссии и ее объем. Целью этой программы является погашение задолженности по платежам в республиканский бюджет. Для обслуживания программы в минфине создан вексельный центр.
Предприятие, имея на руках соответствующее разрешение, приобретает в местном отделении федерального казначейства бланки векселей, осуществляет их эмиссию и передает векселя в минфин по номинальной стоимости. Далее минфин финансирует этими бумагами бюджетные учреждения, также по номиналу. Последние, пытаясь приобрести за векселя какие-то товары или услуги, вынуждены уступать их в среднем за 50% от номинала. Покупатель векселя в свою очередь сдает вексель в минфин опять же по номиналу.
При этом ничего не мешает эмитенту осуществлять самостоятельный, никем не контролируемый выпуск векселей для реализации собственной вексельной программы.
Как показывает практика, в республике имеются «предприятия», свернувшие основную деятельность и получающие доход только от операций с векселями.
В 2010 г. в бюджет было принято векселей на 240 млрд. рублей, в текущем – на 77 млрд. от 120 предприятий. В следующем году планируется продолжить эту практику.
Экономическая аналитика:
Состояние и перспективы развития валютной системы
современного мирового хозяйства
Валютный рынок представляет собой систему устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей. На валютном рынке складывается система взаимоотношений между различными экономическими субъектами. В ...
Реформирование
налоговой политики
фискальный социальный налог акциз В период 2012-2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 го ...
Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюдже ...