Со времени введения и до сегодняшних дней НДС претерпел существенные изменения как по доле в доходах бюджета, так и по ставкам, кругу плательщиков, механизму изъятия и системе льгот. Ярко выраженной тенденцией является повышение его роли в доходах бюджета. По данным Федеральной налоговой службы, НДС стал одним из главных источников бюджетных доходов.
В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости. Конкретные размеры ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице 3 [1].
Таблица 3 – Ставки НДС по некоторым развитым странам мира
Страна |
Испания |
Германия |
Греция |
Франция |
Россия |
Финляндия |
Израиль |
Ставка НДС |
21% |
19% |
23% |
19,60% |
18% |
24% |
17% |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в основном ставки, применяемые в зарубежных странах, установлены на уровне 12 – 18%, что примерно равно ставкам, действующим в Российской Федерации. В то же время в Дании и Финляндии размер ставки налога на добавленную стоимость превышает общеевропейский и составляет 22 – 24%.
За рубежом налог на добавленную стоимость рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг
Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективным фискальных инструментов. Кроме выполнения чисто фискальной роли НДС используется как инструмент регулирования экономики, а также как важная составная часть механизма экономической интеграции.
Таким образом можно сделать вывод, что к достоинствам НДС западные эксперты относят, прежде всего, его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. Он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно – правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт – в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме – сумма налога остается одной и той же. Для России после тщательного анализа данного примера, возможно, его применение. Так же Россия могла бы начать применять единый порядок возмещения входного НДС для всех сфер деятельности, включая розничную торговлю и общественное питание.
Экономическая аналитика:
Сущность и причины демонетизации
Последняя треть двадцатого века войдет в мировую историю товарных и денежно-валютных отношений как период, когда практически завершился процесс демонетизации золота. Драгоценный металл, с древнейших времен выполнявший общественно-экономическую функцию денежного товара, ныне утратил свое предназначе ...
Экономическое обоснование мероприятий по эффективности использования оборотных
средств
Одним из основных моментов повышения эффективности использования оборотных активов является снижение запасов материалов и готовой продукции на складе. Наибольший удельный вес в запасах занимают запасы сырья и материалов – 51609,00 рублей на 2011 год. На первом этапе работы по сокращению запасов сыр ...
Анализ ликвидности баланса
Анализ ликвидности баланса позволяет сделать выводы о способности предприятия погашать свои обязательства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. При анализе ликвидности баланса производится сравнение средств актива баланса, которые могут быть использованы для погашения обязатель ...