Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов (Рисунок 1) [12].
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших.
Рисунок 1 – Факторы введения НДС в РФ
В настоящее время налог на добавленную стоимость в России является основным косвенным налогом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Доля налога на добавленную стоимость в доходе консолидированного и в особенности федерального бюджета остается стабильно высокой.
Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
НДС стал основным источником доходов казны большинства развивающихся экономик Европы и вышел далеко за ее пределы: налог действует в Китае, Таиланде, в Бангладеш, на Филиппинах, всего более чем в 120 странах мира. Считается научно доказанным, что переход на этот налог способствовал экономическому развитию в Европе, Азии и других регионах [15].
История становления и развития на добавленную стоимость за рубежом представлена в таблице 2.
Таблица 2 – История становления и развития НДС за рубежом
Этапы |
Страна |
Особенности | |
1 |
2 |
3 | |
1918 год |
Германия |
Идею НДС впервые в мире высказал известный доктор Вильгельм фон Сименс, который предложил заменить этим налогом действовавший тогда в Германии налог с оборота | |
– 1937 год – 1948 год – 1954 год |
Франция |
В основе лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. – от налога с оборота к единому налогу на производство – системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. – введение в налоговую практику вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость. | |
1957 год |
Рим |
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества | |
1967 год |
Дания |
Начало функционирования НДС | |
01.01.1968 год |
Франция |
Введен НДС в том виде, который он имеет сегодня | |
70 – е годы |
Европа |
Распространение НДС стало общеевропейским | |
1977 год |
ЕС |
Шестая директива Совета ЕЭС окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС | |
1991 год |
ЕС |
Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны десятой директивой | |
1996 год |
Европейское сообщество |
Комиссия представила на обсуждение Программу перехода к окончательной системе НДС. | |
2000 год |
Европейское сообщество |
Комиссия утвердила Стратегию улучшения применения системы НДС в контексте внутреннего рынка, где констатируется, что выполнение программы 1996 года не привело к большим результатам. | |
2000 год |
США, (ЕС) |
В соответствии с Решением Совета 2000/597/ЕС Евратом, о системе собственных ресурсов Европейских Сообществ, бюджет Европейских Сообществ финансируется, без ограничения других видов источников, полностью из собственных ресурсов Сообществ. | |
2010 год |
Европейский союз |
Установление нового правила определения места реализации услуг | |
2012 год |
Ирландия, Норвегия, Венгрия |
Верхняя планка НДС составляет 27% | |
Экономическая аналитика:
Оценка влияния политики налогообложения прибыли на эффективность и
стабильность развития экономики Украины
Налоговая политика независимой Украины, несмотря на ее молодой возраст, все-таки формируется. В этом процессе есть и свои позитивные стороны, и недоработки. Ученые, политики и практики много критикуют уязвимые и недоработанные стороны налоговой политики Украины. Мы же, в свою очередь, остановимся н ...
Финансы и мирное реформирование общества
Попытки революционного преобразования общества в нашей стране и странах Восточной Европы не дали обнадёживающих результатов. В тоже время движение по пути социальных реформ ряда стран, представило убедительные доказательства эффективности избранного ими пути. Преимуществами эволюционного развития о ...
Приостановление операций по банковским счетам
Налогоплательщик - лицо, которое в соответствии с налоговым законодательством, обязано исчислять и/или уплачивать в бюджет любой налог и пошлину, соответствующие пени и штрафы. Должник - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с исполнительным документом обязано выплатить определенн ...