Особенности современной фискальной политики в РФ

Эффективные финансы » Фискальная политика Российской Федерации » Особенности современной фискальной политики в РФ

Страница 1

В условиях перехода к рыночной экономике пришлось практически заново создавать налоговую систему, соответствующую данному сложному периоду.

По форме российская налоговая система приближена к западной, но, фактически, в отличие от довольно эффективной последней, она ставит отечественного товаропроизводителя на грань выживания, подавляет его рыночную активность, что не способствует развитию реального сектора. Мощный налоговый пресс побуждает к неуплате или несвоевременной уплате налогов. Согласно экспертным оценкам в настоящее время не менее трети всех доходов укрываются от налогообложения.

Дело в том, что в странах с развитой рыночной экономикой основную долю налогоплательщиков составляет средний класс, получающий легальные доходы, тогда как в условиях переходной экономики в России средний класс интенсивно «вымывался». Значительная часть доходов имеет в нашей стране полулегальный характер. В отличие от западных стран, велика доля наличного оборота, отражающегося в отчетности далеко не в полной мере.

Кроме того, при росте доходов населения западных стран, в которых значителен удельный вес различных социальных пособий, высокие ставки налогов не обременительны для экономических субъектов и экономически оправданны с точки зрения проведения антициклической политики, будучи средством предотвращения «перегрева» экономики, сокращения избыточного спроса. Россия же только начала выходить из кризиса, поэтому деловая активность отечественных товаропроизводителей, как и спрос со стороны домашних хозяйств, должны поддерживаться стимулирующей налоговой политикой.

Подтверждением этого служат, в частности, результаты анализа опроса «Влияние налоговой нагрузки на деятельность предприятий: возможные изменения и ожидаемый эффект», проведенного в России в конце 2006 г. В нем приняло участие 104 промышленных предприятий 41 региона страны. Данные опроса позволили сделать вывод о том, что при снижении ставки налога на прибыль на 5 процентных пунктов объем производства возрос бы на 3%. Это значит, что применительно к российской экономике небольшое снижение ставки налога на прибыль должно привести к увеличению суммы отчислений государству, поскольку оптимальная точка Лаффера уже перейдена и фактическая ставка слишком высока.

Исследования показали, что снижение налога на прибыль оборачивается для государства выигрышем, поскольку расширение производства ведет к увеличению налоговых поступлений в размере 0,5% годового объема выпускаемой продукции.

Были сделаны шаги в направлении усиления стимулирующего воздействия налоговой системы на инновационную деятельность. Отечественная налоговая система постепенно упрощалась. Ставка подоходного налога с физических лиц была установлена в размере 13%. Основной целью реформы подоходного налога было снижение номинального налогового бремени с целью сокращения уклонения от уплаты налога.

Реформа дала определенные результаты: поступления подоходного налога в 2007 г. по сравнению с 2008 г. возросли более чем на 23%, а в 2009 г. по сравнению с 2007 г. – на 20% в реальном выражении. Эффект реформы налогообложения проявляется и в настоящее время. В 2008 г. объем поступивших налогов по сравнению с 2007 г. вырос на 16,3%.

Таким образом, в России были сделаны определенные шаги в направлении создания налоговой системы, отвечающей современным рыночным требованиям.

Вместе с тем в рассматриваемой сфере имеются серьезные нерешенные проблемы. Так, в экономической литературе высказывается точка зрения, согласно которой единая ставка налога не может не отмереть и внедрение прогрессивной шкалы подоходного налогообложения неизбежно в условиях большой дифференциации доходов населения. Другое дело, что это не должна быть примитивная шкала, по которой под прогрессивное налогообложение подпадают все граждане, которые получают доходы, даже отдаленно не напоминающие доходы человека среднего достатка.

О несовершенстве существующей системы налогообложения свидетельствует также быстрый рост задолженности по налоговым платежам бюджет. Данная задолженность на 1 января 2008 г. по сравнению с 1 января 2009 г. возросла на 68,9%. Проблема погашения внешнего государственного долга является для российской экономики в настоящее время одной из самых острых.

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Современная налоговая система
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; " ...

История возникновения и развития НДС в России и зарубежных странах
НДС имеет древнюю историю, рисунки его сбора, датированные примерно 2000 годом до н.э., можно найти на стенах древних египетских гробниц. В настоящее время этот налог, как правило, устанавливается на местном или региональном уровне, и средства по нему идут в соответствующий бюджет. История становле ...

Виды и функции налогов
Важнейшим группировочным признаком является уровень взимания и распоряжения налогами. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. [Часть 1 гл. 2 ст.12 НК РФ] Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru