Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь в порядке, предусмотренном законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь и (или) таможенным законодательством Таможенного союза. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом для налоговых органов[14].
Целью контроля расчётов с бюджетом является соблюдение правил платёжной дисциплины, проверка реальности и обоснованности, как дебиторской, так и кредиторской задолженности, числящейся на балансе; разработка рекомендаций по упорядочению расчётов, достоверности исчисления налогооблагаемой базы, соблюдению сроков, избежанию переплат и штрафных санкций[23, c 221].
Основной задачей, которую необходимо решить в ходе проверки, является:
контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;
контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;
осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
проверка сокрытия или занижения объектов налогообложения; своевременности и точности исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей, в бюджет и государственные целевые и внебюджетные фонды;
своевременности уплаты в бюджет причитающихся налогов и платежей; своевременности предоставления налоговых деклараций, отчетов и других необходимых документов; правильности отражения в учете и отчетности.
принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, пеней, наложенных административных штрафов.
Формы, виды и методы налогового контроля – важнейшие составляющие классификации налогового контроля.
В зависимости от времени осуществления выделяют три формы налогового контроля:
1. предварительный;
2. текущий;
3. последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится на стадии формирования бюджета, а так же при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов по вопросам налогообложения. Его цель – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения, не допускать потерь бюджета. Эта форма контроля играет важную роль и наиболее эффективна, поскольку позволяет предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, до совершения хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.
Экономическая аналитика:
Системы оплаты труда на предприятии
С 1 сентября 2006 года «Почта России» приступила к внедрению Единой системы оплаты труда (далее - ЕСОТ). Внедрение ЕСОТ, направленное на повышение заработной платы работников почтовой сферы, полностью согласуется с поручением, данным Президентом РФ в ходе встречи с министром информационных технолог ...
Финансовое обоснование проекта
Для комплексности представления информации и для ее проверки составим баланс на конец каждого года реализации проекта (таблица 3.5). Таблица 3.5 Баланс на конец каждого года проекта, тыс. руб. Показатели Годы проекта 1 2 3 4 5 6 Внеоборотные активы Основные средства 0 84294 77925 71556 65186 58817 ...
Совершенствование системы управления финансовыми рисками
В качестве бизнес-стратегии как инструмента антикризисного развития компании ООО «Трест «Татспецнефтехимремстрой» было принято решение выбрать SWOT-анализ, позволяющий получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке. Именно при помощи SWOT-анализа возможно оценить не только выпускаемую пр ...