Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь в порядке, предусмотренном законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь и (или) таможенным законодательством Таможенного союза. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом для налоговых органов[14].
Целью контроля расчётов с бюджетом является соблюдение правил платёжной дисциплины, проверка реальности и обоснованности, как дебиторской, так и кредиторской задолженности, числящейся на балансе; разработка рекомендаций по упорядочению расчётов, достоверности исчисления налогооблагаемой базы, соблюдению сроков, избежанию переплат и штрафных санкций[23, c 221].
Основной задачей, которую необходимо решить в ходе проверки, является:
контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;
контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;
осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
проверка сокрытия или занижения объектов налогообложения; своевременности и точности исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей, в бюджет и государственные целевые и внебюджетные фонды;
своевременности уплаты в бюджет причитающихся налогов и платежей; своевременности предоставления налоговых деклараций, отчетов и других необходимых документов; правильности отражения в учете и отчетности.
принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, пеней, наложенных административных штрафов.
Формы, виды и методы налогового контроля – важнейшие составляющие классификации налогового контроля.
В зависимости от времени осуществления выделяют три формы налогового контроля:
1. предварительный;
2. текущий;
3. последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится на стадии формирования бюджета, а так же при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов по вопросам налогообложения. Его цель – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения, не допускать потерь бюджета. Эта форма контроля играет важную роль и наиболее эффективна, поскольку позволяет предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, до совершения хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.
Экономическая аналитика:
Прямые инвестиции
Наиболее перспективный, на наш взгляд, вариант инвестиций. Представляет собой вложения в уставной капитал конкретных предприятий для осуществления финансовых или стратегических целей инвестора. Рынок прямых инвестиций в России существует уже более10 лет и тесно связан с так называемым венчурным (вы ...
Формы безналичных расчетов
Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Оно действительно в течение 10 дней с момента выписки. При расчетах за товары и услуги поручения принимаются банком от предприятия только при наличии средств на счете ...
Финансовое регулирование как механизм воздействия на развитие общества и
его коррекции
Финансы выражают систему опосредованных государством денежных отношений между субъектами воспроизводства, которая связана с перераспределением стоимости общественного продукта в целях удовлетворения потребностей в товарах и услугах общественного сектора экономики. Общей тенденцией современности явл ...