Показатели рентабельности деятельности организации

Эффективные финансы » Анализ финансовых результатов и планирование прибыли » Показатели рентабельности деятельности организации

Страница 1

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности организации выступает также рентабельность.

Рентабельность

(от нем. rentabel) – показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение доходов и затрат за определенный период времени. [9, c. 573]

Рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.) в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). [27, с. 313]

Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют и для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политики и ценообразовании. Организация считается рентабельной, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. [7, с. 27]

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествующей перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисленный как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств). Учитывая, что данный показатель был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. [38, с. 147]

В настоящее время показатели рентабельности объединяют в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. [24, с. 229]

При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются следующие коэффициенты рентабельности:

1. Рентабельность продукции/ издержек (коэффициент окупаемости затрат) (Рпр)

, (8)

где Пр – прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов,

ПС – полная себестоимость реализованной продукции.

Показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по организации.

Применение показателя рентабельности продукции наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и при снятии с производства неэффективных изделий.

2. Рентабельность продаж/ оборота (Роб)

, (9)

где В – выручка от реализации.

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по организации и отдельным видам продукции. [24, с. 230]

Показатели рентабельности продукции и продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов.

3. Рентабельность активов (Ра)

, (10)

где Пб (или Пч) – балансовая (или чистая) прибыль,

Аср – средняя величина активов за определенный период.

Служит для определения эффективности использования капиталов в разных организациях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производства капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность всех активов показывает эффективность их использования организацией в отчетном периоде. Снижение показателя свидетельствует либо о снижении эффективности использования активов организации, либо о накоплении в организации излишних (неиспользуемых) активов. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активов, оценивается положительно как наиболее точное свидетельство успешного развития организации, поскольку рентабельность активов — это один из основных, критериальных показателей финансового благополучия. [35, с. 83]

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Участники валютных операций
Основные участники валютного рынка: Коммерческие банки, Валютные биржи, Центральные банки, Фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции, Инвестиционные фонды, Брокерские компании, Частные лица, Коммерческие банки Проводят основной объем валютных операций. В банках держат счета другие участники рын ...

Организация денежного обращения
Подобно обращению большинства стран денежное обращение Германии состоит из двух сфер – наличных и электронных денег. Монопольное право на выпуск банкнот и электронных денег принадлежит Банку Германии. Для выполнения операций по кредитованию населения, хозяйственных структур и государства коммерческ ...

Денежная единица и денежная система
В Средние века на территории Германии существовало более 20 независимых государств, каждое из которых чеканило свои металлические монеты. В большинстве государств монеты чеканили и серебра и золота, денежные системы немецких государств основывались на биметаллизме. Монопольно золотые монеты – талер ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru