Механизм рынка государственного внутреннего долга

Эффективные финансы » Рынок государственных ценных бумаг в РФ » Механизм рынка государственного внутреннего долга

Страница 1

Система участников рынка государственных заимствований на федеральном уровне включает в себя

¾ Министерство финансов РФ;

¾ Центральный банк РФ;

¾ Внешэкономбанк;

¾ Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ);

¾ региональные торговые площадки;

¾ дилеров;

¾ уполномоченные банки и другие кредитные организации;

¾ инвесторов.

Между этими участниками рынка сложились определенные взаимоотношения, которые являются результатом распределения выполняемых на рынке видов профессиональной деятельности и функций.

Самым массовым участником рынка государственных ценных бумаг выступают инвесторы. Это экономические агенты, осуществляющие инвестиции в государственные долговые обязательства. В числе инвесторов можно выделить следующие группы

¾ население;

¾ коллективные инвесторы (чековые и паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды);

¾ коммерческие банки;

¾ страховые общества;

¾ государственные внебюджетные фонды и прочие.

Министерство финансов РФ является эмитентом, который производит выпуск государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Центральный банк РФ выступает как организатор и генеральный агент Минфина РФ. В качестве такового Банк России выполняет самые разнообразные функции, перечень и содержание которых определяется по отношению к каждому займу в отдельности. В частности, он вместе с эмитентом может:

¾ устанавливать порядок размещения, обращения и погашения займов;

¾ хранить государственные ценные бумаги;

¾ регистрировать сделки купли-продажи;

¾ осуществлять сами сделки;

¾ организовывать вторичное обращение и погашение долговых обязательств государства;

¾ погашать их.

Внешэкономбанк является агентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственного валютного облигационного займа. Он:

¾ осуществляет выдачу облигаций;

¾ организует учет их первичного размещения и вторичного обращения;

¾ ведет соответствующие облигационные счета;

¾ осуществляет полномочия основного платежного агента.

Московская межбанковская валютная биржа:

¾ проводит аукционы и вторичные торги государственными краткосрочными бескупонными облигациями и облигациями федеральных займов;

¾ обеспечивает учет владельцев облигаций и движение последних между ними;

¾ открывает счета и проводит расчеты между дилерами.

Наряду с ММВБ в режиме реального времени работают ещё семь региональных торговых площадок, но их доля в суммарном объеме проводимых операций ничтожно мала.

Тем не менее, включение в орбиту единого российского электронного финансового рынка Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Владивостока, Нижнего Новгорода и Самары имеет большое значение – теперь большая часть российских банков и инвестиционных компании имеет равные возможности по работе на внутреннем рынке государственного долга, независимо от их территориального расположения.

Дилерами, как правило, являются банки, другие кредитные организации, финансовые компании. Они делятся на две группы: первичных и официальных дилеров. Дилеры действуют на основе заключенного с Банком России договора.

Официальные дилеры:

¾ выступают посредниками между первичными дилерами и инвесторами при заключении сделок на рынке ГКО-ОФЗ;

¾ ведут учет владельцев облигаций в своем субдепозитарии;

¾ обеспечивают своевременность и точность расчетов по своим операциям и операциям своих клиентов.

Первичные дилеры – это крупнейшие банки-операторы рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняют дополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности.

Уполномоченные банки определяются для работы с конкретным кругом клиентов или обслуживания определенного займа. Так, из числа первичных дилеров выделяются уполномоченные банки для работы с нерезидентами, есть уполномоченные банки и другие кредитные организации, обслуживающие размещение и обращение облигаций государственного сберегательного займа. Специальный институт уполномоченных банков обслуживал движение казначейских обязательств. Критериями выбора уполномоченных банков могут быть разные факторы: наличие лицензии на работу с иностранной валютой (для работы с нерезидентами), покупка облигаций на определенных Минфином РФ условиях подписки (сберегательный заем), наличие опыта работы с предприятиями определенных отраслей (казначейские обязательства).

Характеристика функций основных участников рынка государственного долга свидетельствует о том, что они распределили между собой все виды профессиональной деятельности на рынке государственных ценных бумаг и выступают соответствующими профессиональными участниками рынка.

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Преимущества и недостатки методик оценки финансового состояния предприятия
Выставить верный диагноз предприятию, а именно определить, в каком состоянии оно находится в данное время и какие предпосылки у него есть для дальнейшего развития, возможно с помощью методических подходов диагностирования. В настоящее время конкретных разработок диагностирования, которые было бы во ...

Расходы регионального бюджета РФ
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Органы государ ...

Особенности современной фискальной политики в РФ
В условиях перехода к рыночной экономике пришлось практически заново создавать налоговую систему, соответствующую данному сложному периоду. По форме российская налоговая система приближена к западной, но, фактически, в отличие от довольно эффективной последней, она ставит отечественного товаропроиз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru