Рынок государственного долга и его структура

Эффективные финансы » Рынок государственных ценных бумаг в РФ » Рынок государственного долга и его структура

Страница 2

Золотые сертификаты 1993 г. выпускались в виде ценных бумаг государства, замещавших собой операции по продаже золота. Они отвечали требованиям эмиссионной ценной бумаги, но являлись именными и не подлежали вторичному обращению на финансовом рынке.

Жилищные сертификаты — государственные ценные бумаги, замещающие собой операции по продаже общей жилой площади в домах-новостройках по частям. По накоплении определенного количества жилищные сертификаты обмениваются на соответствующую квартиру или погашаются деньгами. Сертификаты представляют собой специфический вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, номинал которых выражается в единицах общей площади жилья и в его денежном эквиваленте.

Выпуск свободно обращающихся векселей Министерства финансов РФ осуществлен в 1995 г. для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческими банками, проводившими в 1992-1994 годах кредитование организаций АПК, потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера. Векселя эмитировались в размере задолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 г. Эта задолженность образовалась в результате погашения с корреспондентских счетов коммерческих банков централизованных кредитов и начисленных процентов по ним без уплаты соответствующих сумм заемщиками.

Рынок ссудных капиталов можно условно разделить на рынок долгосрочных кредитов и краткосрочных кредитов. На этих рынках государственные органы действуют на началах обычных заемщиков, т.е. как и все другие юридические лица. Они могут обращаться к любым банкам, и кредиты получают на условиях, формирующихся под воздействием закона спроса и предложения. Исключение составляет кредитование Банком России потребностей Правительства РФ, которое осуществлялось на льготных условиях (на длительные сроки и при низкой процентной ставке).

Со второго квартала 1995 г. прямое заимствование средств федеральной властью у Центробанка РФ прекращено. Оно не отвечало требованиям рыночной экономики и являлось мощным инфляционным фактором. Вся задолженность Правительства РФ перед Банком России 15 марта 1997 г. переоформлена в облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом. В результате обострения финансового кризиса летом 1998 г., в четвертом квартале того же года и в 1999 г. Правительство РФ вновь было вынуждено использовать кредиты Центрального банка РФ.

На финансовом рынке государство выступает и как гарант по заимствованиям, привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования предприятиями и организациями государственных гарантий они предоставляются на конкурсной основе. Получение государственной гарантии по ценным бумагам или привлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средств инвесторов для развития инвестиционных проектов.

До недавнего времени государственные гарантии предоставлялись и по коммерческим кредитам, используемым субъектами РФ и иными получателями средств федерального бюджета в случае их недофинансирования. Замещение бюджетного финансирования банковским кредитованием приводило к существенным потерям сначала федерального бюджета, а потом и самих получателей бюджетных средств. Кроме того, предоставление государственных гарантий не решало проблему недофинансирования из федерального бюджета, а лишь отодвигало необходимость ее решения на будущее. С 1997 г. порочная практика предоставления государственных гарантий при недополучении бюджетных средств прекращена.

Таким образом, рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и местными органами власти, экономическими субъектами.

Другими словами, рынок государственного долга включает в себя следующие три сегмента: рынок государственных ценных бумаг, рынок привлекаемых государством кредитов, рынок государственных гарантий (или гарантированных государством муниципальных и корпоративных ценных бумаг и кредитов, привлекаемых органами местного самоуправления и экономическими субъектами).

Рынок государственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. На внутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государства являются многочисленные российские предприятия и организации, финансово-кредитные институты, физические лица. На внешнем рынке инвесторами государства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физические лица, международные финансовые организации.

Страницы: 1 2 

Экономическая аналитика:

Изучение процесса управления денежными потоками
Для управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий необходимо иметь полную, достоверную и своевременную информацию о его финансовом положении, финансовых результатах деятельности, платежеспособности, эффективности функционирования и т.п. Управление денежными потоками предприятия нераз ...

Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
Несмотря на различный механизм реализации, процедура исполнения республиканского и местных бюджетов имеет единую цель: обеспечить централизацию в государственном бюджете запланированных доходов и направить их на финансирование мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета. По-прежнему акту ...

Требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
Статья 3. Виды государственных и муниципальных ценных бумаг Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владель ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru