Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Они возникли одновременно с образованием государства. По экономическому содержанию налоги – это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения части вновь созданной стоимости в целях формирования централизованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций [5].
Основными функциями налогов считают регулирующую и фискальную.
Во всех государствах изначально налоги вводили с целью выполнения фискальной функции, то есть для обеспечения государства денежными средствами и для государственных расходов. Позже в государствах в большей или меньшей степени начали использоваться налоговые льготы и налоговые ставки с целью регулирования социально-экономических явлений. Тем самым налоги начали выполнять регулирующую функцию. Они стимулировали или сдерживали темпы роста воспроизводства, увеличивали или уменьшали накопление капитала и платежеспособный спрос населения.
Налоги способствуют решению различных социальных задач: защита низкооплачиваемых лиц, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики. Поскольку регулирующая функция налогообложения направлена на социальные и экономические процессы, то ее разделяют на социальную, стимулирующую, экономическую и т.д.
Наряду с перечисленными функциями налогов, иногда выделяют контрольную и распределительную функции. Это подчеркивает, что налоги являются составной частью финансов и выполняют не только специфическую (фискальную), а и общие функции финансов (контрольную и распределительную).
В наше время никто не отрицает необходимости реализации налогообложения в качестве финансовых регуляторов. Ведется поиск создания новой теории налогов, интеграции неоклассических (монетаристских) и кейнсианских моделей, которая вобрала бы в себя положительные компоненты различных отраслей финансовой науки, разработанных в прошлом [4].
Налоги можно классифицировать по различным критериям.
С давних времен налоги подразделяли за методом установления на косвенные и прямые. Признаком такого деления была теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательный плательщик прямых налогов – это тот, кто получает доход и владеет имуществом, а окончательный плательщик косвенных налогов – потребитель товара, который платит налог путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливают непосредственно на имущество или доход налогоплательщика, косвенные включены в цену работ, услуг, товара. Косвенные налоги еще называются налогами на потребление.
Таблица 1
Особенности прямыx и косвенных налогов
Показатель
|
Косвенные налоги
|
Прямые налоги
|
Сложность определения налоговых обязательств |
Относительно простые расчеты |
Относительно сложные расчеты |
Реакция налогоплательщиков |
Устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов |
Относительно неустойчивые поступления в бюджет, обусловленные динамикой доходов предприятий и граждан |
Характер налогообложения | Относительно регрессивное |
Относительно прогрессивное |
Возможность переложения налогов |
Большая
|
Меньшая
|
Экономическая аналитика:
Нормативно-правовое регулирование НДФЛ
Нормативно-правовая база бухгалтерского и налогового учета налогообложения физических лиц состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления. Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые пр ...
Анализ устойчивости бюджета на федеральном уровне
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной полит ...
Пути укрепления и развития института казначейства Российской Федерации
Обсуждая задачи, стоящие перед системой Федерального казначейства, невозможно не принимать во внимание важнейшие положения, заложенные в законопроекте «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса», внесённом Правительством Российской Федера ...