Пути повышения качества исполнения государственного бюджета

Эффективные финансы » Государственный бюджет Республики Беларусь » Пути повышения качества исполнения государственного бюджета

Несмотря на различный механизм реализации, процедура исполнения республиканского и местных бюджетов имеет единую цель: обеспечить централизацию в государственном бюджете запланированных доходов и направить их на финансирование мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета.

По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет, причем недоимка по платежам в целевые бюджетные фонды в ряде случаев превышала задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно доказывает необходимость унификации налоговых и неналоговых платежей, вносимых в бюджеты различных уровней.

Очевидна необходимость разработки комплексной программы, предусматривающей радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий – вплоть до их разгосударствления и приватизации.

Значительные суммы доходов недопоступили в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками является важнейшим условием обеспечения сбора доходов и выполнения доходной части бюджета.

Безусловное выполнения законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, требует унификации нормативно-методической базы налогообложения, упрощения порядка расчетов налогов и налоговых платежей, оптимизации их количества, а при возможности и объединения.

Исследование вопроса обеспечения собираемости доходов бюджета показало, что значительные суммы недоимок составляют санкции и штрафы по результатам проверок налоговых органов, которые в ряде случаев не могут быть погашены налогоплательщиками по причине их неплатежеспособности.

Не отрицая необходимости применения жестких мер за нарушение налогового законодательства, считаем, что суммы начислений должны быть реальными к взысканию, а политика налоговых санкций – умеренно жесткой. Она должна быть адекватна степени вины субъекта хозяйствования и предусматривать разграничение ответственности при умышленных и неумышленных действиях.

Опыт показывает, что при чрезмерно жесткой системе финансовых санкций и штрафов допричисленные суммы налогов и неналоговых платежей зачастую становятся невозможными к взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.

Причинами высокого уровня нарушений являются сложность налогового законодательства, неоднозначность толкования его положений, множество подзаконных актов.

Итак, проблема собираемости доходов существует и необходимо искать ее решение.

Одним из путей обеспечения поступления доходов может стать установление солидарной экономической ответственности бюджетов областей за невыполнением планов общегосударственных налогов и сборов. На практике это может выразиться в санкциях Министерства финансов Республики Беларусь в виде зачета прироста недоимок в счет причитающегося финансирования. Такая мера вписывается в предлагаемую к разработке программу перевода территорий на самообеспечение и региональный хозрасчет в условиях выравнивания их доходной базы и расходных функций.

Проблема поступления доходов остается актуальной и для местных бюджетов.

Экономическая аналитика:

Налогоплательщики и объект налогообложения
Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. Российские организации, кроме перешедших ...

Доходы, освобождаемые от налогообложения
Состав выплаченных физическим лицам доходов , не подлежащих налогообложению, регламентирован ст. 217 НК РФ. К доходам членов трудового коллектива, выплачиваемым работодателем, но не облагаемым НДФЛ, в частности, относятся: · государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособ ...

Банковская гарантия
Статья 1246. Банковская гарантия (1) Банковская гарантия – это письменное обязательство, взятое на себя банком или иным финансовым учреждением (гарантом) по просьбе другого лица (распорядителя), уплатить кредитору распорядителя (бенефициару) определенную денежную сумму на основании письменного заяв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru