Налоговые просчеты пропорций макроэкономического регулирования

Эффективные финансы » Влияние налогообложения прибыли на экономическое развитие Украины » Налоговые просчеты пропорций макроэкономического регулирования

Анализ периода экономического роста в Украине свидетельствует о том, что правительство Украины выработало собственный способ увеличения темпов повышения совокупного спроса (классические и альтернативные варианты мы рассматривали выше): осуществление мягкой бюджетной и жесткой налоговой политики, экспансионистской денежно-кредитной политики. Это привело к тому, что размер государственного вмешательства в экономику Украины через доходы бюджета в 2008 г. достиг 44,2 % и имеет явную тенденцию к стабильному росту (2004 - 37,6 %, 2005 - 41,9 %, 2006 - 42,6 %, 2007 г. - 42,4 %). Для стран с экономикой, подобной украинской, это очень большое вмешательство, явно мешающее рыночному развитию экономики9 и переводящее ее управление на ручной режим. Л. фон Мизес в своей работе "Человеческая деятельность" отмечал: "Во многих странах государственное вмешательство настолько подорвало верховенство рынка, что для бизнесмена стало выгодным полагаться на помощь государственных должностных лиц, вместо того чтобы стремиться к наилучшему удовлетворению нужд потребителей".

Мировой финансово-экономический кризис конца 2008 г. лишний раз подтвердил необходимость циклического регулирования национальной экономики и, как отмечал Дж. М. Кейнс, «эффективное средство борьбы с экономическими циклами нужно искать не в устранении бумов и установлении хронической полу депрессии, а в том, чтобы устранить кризисы и постоянно поддерживать состояние квазибума».

Экономическая теория, с точки зрения подготовки к возможным кризисам, делит политику правительств на проциклическую и антициклическую. При проциклической политике правительство стимулирует экономический рост, хотя его темпы и так достаточно высоки, вызывая тем самым опасность «перегрева». При антициклической политике (политика краткосрочной стабилизации) реализуется комплекс государственных мероприятий, которые проводятся в направлении, противоположном колебаниям экономической конъюнктуры, проявившимся в данный момент; главная цель — достижение стабильного, сбалансированного, равномерно распределенного по волне цикла роста экономики.

Как при первом, так и при втором типе политики правительство должно оценивать последствия своего вмешательства в экономику через фискальную политику. Оцениваться должны такие макропоказатели, как рост реального ВВП, изменение инфляции, номинального обменного курса, отношения долга к ВВП, а также изменение сальдо счета торгового баланса, рост реальной денежной массы.

В научной литературе существует мнение, что в развитых экономиках фискальная политика антициклическая, в то время как в развивающихся странах и в переходных экономиках - проциклическая.

В Украине фактически проводилась проциклическая политика, которая в условиях докризисного периода и, по сути, в период самого кризиса продемонстрировала свою недееспособность и неэффективность. В результате такой политики наша экономика столкнулась с большими проблемами. Кроме того, следует отметить, что в Украине экономический цикл сильно зависит от роста и падения мировых цен на металлопродукцию, что, по нашему мнению, вполне понятно (но не в стратегической перспективе), поскольку именно с высокими ценами на данную продукцию связаны рост платежного баланса страны, доходы бюджета, что в то же время очень рискованно. Доходы, мобилизуемые страной от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, тратятся на правительственный популизм, а чем больше мы расходуем (чаще всего неэффективно), тем больше проникаем в проциклическую политику.

В условиях, когда назревает опасность резкого сокращения товарных запасов (а значит, расширения импорта и ухудшения торгового баланса), повышения заработной платы и цен, правительству Украины необходимо более осознанно проводить антициклическую политику. В налоговой сфере это означает повышение налогов при одновременном сокращении государственных расходов. Поэтому дискреционная фискальная политика, особенно в кризисный период, должна предусматривать внедрение, во-первых, механизма инвестиционных налоговых льгот; во-вторых, системы инвестиционных налоговых кредитов (скидок); в-третьих, политики эффективной налоговой амортизации.

Экономическая аналитика:

Понятие и совершение валютных операций
Понятие и виды валютных операций. Валютные операции (сделки) можно определить как соглашения (контракты) участников валютного рынка по куплепродаже, платежам, предоставлению в ссуду иностранной валюты на конкретных условиях (наименование валют, сумма, курс обмена, процентная ставка, дата валютирова ...

Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации
Функции государственного финансового контроля возложены на следующие институты: 1) Президента Российской Федерации. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента Российской Федерации по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля ...

История возникновения и развития НДС в России и зарубежных странах
НДС имеет древнюю историю, рисунки его сбора, датированные примерно 2000 годом до н.э., можно найти на стенах древних египетских гробниц. В настоящее время этот налог, как правило, устанавливается на местном или региональном уровне, и средства по нему идут в соответствующий бюджет. История становле ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru