Источники формирования государственных доходов

Эффективные финансы » Источники формирования государственных доходов

Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами — одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поскольку само государство — учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.

В юридической литературе под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале (например, ОАО «Газпром», ОАО «Россельхозбанк»).

В рассмотренном определении понятия «государственный доход» есть некоторое упущение: указаны лишь денежные средства, выступающие в качестве государственных доходов. Вместе с тем государство может в результате товарообменной операции получить товарную продукцию или недвижимое имущество, стоимостное выражение которого можно отразить в соответствующих статьях бюджета. Здесь следует подчеркнуть, что основным моментом является извлечение дохода как в денежной, так и в натуральной формах. Также важен тот факт, что «все бюджетные правоотношения действуют в границах финансового года, но имеют возобновляющийся характер». В связи с этим в определении было бы целесообразно указать период времени, в течение которого получен данный государственный доход.

На основании изложенного понятие «государственный доход» можно определить как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).

В зависимости от характера деятельности государственные доходы можно подразделить на внутренние и внешние. Первые образуют ресурсы государства. Ко вторым относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Они возникают в результате осуществления специальных финансовых и нефинансовых методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны за счет успешно проводимых войн, захватов и тому подобных способов агрессии (дань, контрибуция и т. д.), с одной стороны. С другой стороны, длительное время существовали финансово-экономические методы аннексии (например, эмиссия зарубежных денежных знаков, демпинговая политика, принудительные финансовые клиринги).

Карл Рау в своей работе «Основные начала финансовой науки»предлагал осуществлять деление доходов на: 1) приобретаемые правительством, или промышленные, то есть те, которые государство приобретает собственной хозяйственной деятельностью в виде доходов от государственных имуществ, казенных предприятий, фабрик, заводов и т. п.; 2) требуемые правительством, то есть те, которые государство получает в форме налогов с подданных.

Позднее Адольф Вагнер в своей работе «Финансовое хозяйство» предложил деление государственных доходов на частно-хозяйственные и государственно-хозяйственные. Так, первые происходят от государственных имуществ, промыслов, промышленных учреждений, а вторые государство получает принудительно в виде разного рода платежей за оказываемые государством отдельным подданным услуги (пошлины) или за самую принадлежность лица к определенному государству (налоги).

Экономическая аналитика:

Преимущество ПИФА над банком
Паевой фонд – не банк. В банке вкладчику гарантируется определенный процент по вкладу. Всю остальную прибыль от операций банк забирает себе. В паевом фонде ситуация обратная: управляющая компания берет за свои услуги фиксированный процент, вся же оставшаяся прибыль достается пайщикам. Поэтому разме ...

Регулирование валютных курсов
Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны государства. Различают национальное и межгосударственное регулирование валютных курсов. Основными органами национального регулирования выступают центральные банки и министерства финансов. Межгосударственное регулирование курсов валют осущест ...

Основы организации безналичных расчетов
Расчёты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями осуществляются безналичным способом через молдавские банки и через сеть корреспондентских банков за пределами Молдовы. Единственным средством законных платежей на территории Республики Молдова является национальная валюта – молдавс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru