Основные понятия налогового учета

Страница 3

1) усложнение введения на предприятиях международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности1;

2) практические трудности переходного периода, который продлится по различным оценкам от пяти до десяти лет: отсутствие разъяснений и комментариев, нехватка практического опыта постановки и ведения налогового учета и другое. В течение этого периода «недобросовестные налогоплательщики» смогут использовать бреши в налоговом законодательстве для ухода от уплаты налогов2;

3) сложности самостоятельной разработки методологии собственных систем налогового учета на конкретных предприятиях;

4) необходимость введения в штат предприятий новых подразделений, должностей, увеличение трудоемкости работы бухгалтеров;

5) риск создания неясного, противоречивого, то есть некачественного законодательства1.

С другой стороны, введение налогового учета это нормальный процесс разделения систем налогообложения и бухгалтерского учета. Ведь ни для кого не секрет, что налогообложение и бухгалтерский учет - разные вещи2. Теперь все четко разложено по полочкам: налоги отдельно, бухгалтерский учет отдельно. Это дает возможность избежать путаницы и ошибок, связанных с исчислением не только налога на прибыль, но и других налогов. Положительные черты, характеризующие эффективность налогового учета следующие:

1) существует положительный опыт введения налогового учета по налогу на добавленную стоимость3. Имеется в виду исчисление налога на добавленную стоимость на основе счетов - фактур, данных книг покупок и книг продаж. Официально налоговым учетом данный порядок не назван, однако, по сути это не что иное как налоговый учет со своими правилами и регистрами. Этот порядок введен с 1997 года и достаточно успешно работает уже в течение семи лет. То же самое можно сказать и о налоге на доходы (ведение налоговых карточек по исчислению налога на доходы), и о едином социальном налоге (индивидуальные карточки по единому социальному налогу, правда пока порядок ведения указанных карточек носит рекомендательный характер);

2) введение налогового учета существенно упростило порядок исчисления налога на прибыль организаций;

3) система налогового учета подобно системе бухгалтерского учета станет единой для всех налогоплательщиков. В настоящий момент на основании статьи 313 НК РФ система налогового учета разрабатывается и реализуется на практике налогоплательщиками самостоятельно. Однако, МНС РФ разработало свою единую систему налогового учета и в целях единообразия налогообложения прибыли в России предложило эту систему на суд

налогоплательщиков, а также выступило с законодательной инициативой по внесению ее в НК РФ.

С.Д.Шаталовым было выдвинуто мнение о том, что «в силу объективных причин правила бухгалтерского и налогового учета не могут быть тождественными, но нельзя допустить и того, чтобы бухгалтерский и налоговый учет стали абсолютно независимыми друг от друга»1. Эта точка зрения о том, что налоговый учет должен формироваться на основе данных бухгалтерского учета более реалистична, чем взгляд на то, что налоговый учет не нужен вовсе.

В существующих условиях введение системы налогового учета по налогу на прибыль организаций в хозяйственную практику российских предприятий носит положительный характер. Если правовая база системы налогового учета будет грамотно проработана с учетом требований существующей действительности, то налоговой учет по налогу на прибыль окажется мощным подспорьем как в работе предприятий, так и в работе налоговых органов, поскольку полностью исключит все неясности в сфере налогообложения. Практически же исчисление, например, налога на прибыль организаций превратится из мучительных корректировок данных бухгалтерского учета в простую арифметику.

С 01 января 2003 года вступила в силу глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, которой законодательно регламентируется налоговый учет специального налогового режима упрощенной системы налогообложения. До этого момент налоговый учет по упрощенной системе налогообложения нормативными правовыми актами не был предусмотрен.

Страницы: 1 2 3 

Экономическая аналитика:

Дисконтная политика
Дисконтная политика – форма денежно-кредитной политики, которую осуществляет центральный банк, повышая или снижая процентные (дисконтные) ставки для регулирования спроса и предложения на ссудный капитал, а также влияния на темпы инфляции, состояние платежного баланса и т.д. Так, повышение официальн ...

Сущность фискальной политики и её виды. Встроенные стабилизаторы
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов – налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и автоматическая (недискреционная). При дискреционной политике государство с ...

Анализ поступлений налоговых платежей на региональном уровне
Для представления о социально- экономическом положении субъекта считаем необходимым привести следующие данные. Ямало-Ненецкий автономный округ - субъект Российской Федерации. Входит в состав Тюменской области (Уральский федеральный округ). В составе автономного округа 13 муниципальных образований, ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru