Функции налогов

Страница 1

Налог

- это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет.

Основными характеристиками налога являются:

· принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;

· обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков;

· безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги;

· обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов;

· законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

Налогообложение

представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одностороннего и безэквивалентного изъятия части доходов корпоративных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.[4]

В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции:

• фискальную;

• регулирующую;

• социальную.

Фискальная

функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию.

Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сущности и назначения налогов и определяла нейтральный характер налоговой системы, что отвечало принципам классической экономической теории о невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Однако такой подход не учитывал возможности налогового воздействия на эффективность распределения и использования ресурсов.

С развитием экономической системы возникла необходимость определенного корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую

(или распределительную) функцию налогов.

Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться начиная с 1930-х гг. XX в. в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Государственная пошлина: понятие и виды
Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное фина ...

Фиксированные суммы подоходного налога с доходов, полученных от сдачи в аренду , наем жилых и нежилых помещений
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, получающие доходы от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 500 базовых величин в календарном году, определяем ...

Понятие «Основные средства»
Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расх ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru