Налоги - это важнейшая экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства.
Налог как экономическое отношение предполагает передачу определенной денежной суммы в бюджетный фонд, те это денежные платежи. Реформирование экономики России обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства.
Основными налоговыми поступлениями и сборами, формирующими бюджетный фонд являются:
1) НДФЛ (налог на доходы физ лиц), налог на прибыль, налог на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, налоги с прибыли предприятий, организаций, банков, а также прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами или продаже земли
2) отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды - пенсионные, соц страх и мед страх. Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы как из бюджетов, так и внебюджетных фондов
3) налоги на себестоимость, в нее входят налоги на имущество организаций и физических лиц, земельный и транспортный налог
4) внутренние налоги на товары и услуги, к ним относятся НДС и акцизы
5) прочие налоги и сборы
К наиболее значимым налоговым доходам можно отнести налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, а из косвенных налогов НДС и акцизы.
По итогам 2013 года в налоговой политике произошли следующие изменения: снизились тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, идет процесс совершенствования амортизационной политики, поддержке плательщиков налога на доходы физических лиц. Минфин делает вывод: при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. И предупреждает, что величина налоговых поступлений в бюджет не является корректным критерием оценки динамики фискальной нагрузки на бизнес.
По расчетам министерства, налоговые доходы в нашей стране снизились с 39,2 процента ВВП в 2010 году до 88,1 процента по итогам 2013 года. При этом фактические поступления на 2013 год составили только 905 923,9 млн.руб, существенную долю доходов бюджета составляют сборы, получаемые от обложения налогами на доход физических лиц и налог на прибыль. Основными направлениями на плановые 2014-2016 год станут изменения по следующим направлениям:
1. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов
2. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.
3. Распределение внутригрупповых затрат.
4. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций.
5. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконаловых юрисдикций.
6. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
7. Совершенствование налогового администрирования
Экономическая аналитика:
Государственная пошлина при регистрации договора
участия в долевом строительстве
ООО «Альмари» заключило договор участия в долевом строительстве, по условиям которого в собственность организации переходят 16 квартир в многоквартирном доме. За государственную регистрацию договора была уплачена государственная пошлина в сумме 7500 руб., однако регистрирующий орган не принял докум ...
Анализ обеспеченности экономики денежными
средствами
Для анализа степени обеспеченности экономики денежными средствами используется показатель, который носит название коэффициент монетизации. Он рассчитывается как отношение среднегодовой величины денежной массы (М2) к номинальной величине ВВП. Таким образом, коэффициент монетизации является величиной ...
Основные особенности федерального бюджета на 2008 –
2010 года
В основе разработки государственного бюджета на 2008 год и на период до 2010 года лежали достигнутые результаты в 2000-е годы бюджетной политики, а так же перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышения уровня ее сбалансированности. Разработка параметров федерального ...