Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Государство должно улучшать систему отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На достижение этой цели направлено управление финансами, в основе которого лежит Конституция Российской Федерации и которое является процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. Объект управления – совокупность финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Субъект управления – управляющие органы, финансовый аппарат, исполнительные органы, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на всех уровнях финансовой системы, а также финансы коммерческих и некоммерческих организаций. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности самих субъектов управления[2].
Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы и способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Управляющая система (финансовый аппарат) – это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, а управляемая система (система финансов) – это совокупность денежных отношений. Система управления финансами схематично представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Система управления финансами[3]
Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства, которые проявляются в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и в итоге в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и так далее[4].
В ведении Российской Федерации находятся такие вопросы как: установление основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральный бюджет; налоги и сборы; и т.д.
Общее управление финансами возложено на высшие органы власти и управления, регламентирующие деятельность финансовой системы. Это такие органы как:
· Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;
· Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.);
· Правительство Российской Федерации – формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами;
· Министерство финансов Российской Федерации – является центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации; координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти; осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.
Экономическая аналитика:
Простой метод учета затрат и калькуляции себестоимости продукции
Простой метод учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции применяют на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию (гидроэлектростанции, предприятия по добыче руды, угля, нефти, газа). Здесь все затраты предприятия относят на один вид вырабатываемой продукции, а при отс ...
Методы управления финансовыми рисками
Управление риском в широком смысле представляет собой особый вид деятельности, направленной на снижение или полное устранение влияния его неблагоприятных последствий на результаты проводимых хозяйственных операций[10, стр.73]. На практике это предполагает поиск компромисса между выгодами от уменьше ...
Изучение процесса управления
денежными потоками
Для управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий необходимо иметь полную, достоверную и своевременную информацию о его финансовом положении, финансовых результатах деятельности, платежеспособности, эффективности функционирования и т.п. Управление денежными потоками предприятия нераз ...