Понятие управления финансами, его роль

Страница 1

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Государство должно улучшать систему отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На достижение этой цели направлено управление финансами, в основе которого лежит Конституция Российской Федерации и которое является процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. Объект управления – совокупность финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Субъект управления – управляющие органы, финансовый аппарат, исполнительные органы, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на всех уровнях финансовой системы, а также финансы коммерческих и некоммерческих организаций. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности самих субъектов управления[2].

Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы и способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Управляющая система (финансовый аппарат) – это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, а управляемая система (система финансов) – это совокупность денежных отношений. Система управления финансами схематично представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Система управления финансами[3]

Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства, которые проявляются в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и в итоге в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и так далее[4].

В ведении Российской Федерации находятся такие вопросы как: установление основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральный бюджет; налоги и сборы; и т.д.

Общее управление финансами возложено на высшие органы власти и управления, регламентирующие деятельность финансовой системы. Это такие органы как:

· Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

· Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.);

· Правительство Российской Федерации – формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами;

· Министерство финансов Российской Федерации – является центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации; координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти; осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Государственная пошлина: понятие и виды
Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное фина ...

Необходимость отражения отложенного налога МСФО
Цель настоящего стандарта состоит в определении порядка учета налогов на прибыль. Главный вопрос в учете налогов на прибыль состоит в том, как учитывать текущие и будущие налоговые последствия: a) будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости активов (обязательств), которые признаются в бала ...

Расходы регионального бюджета РФ
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Органы государ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru