Принципы формирования федерального бюджета

Страница 2

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В ходе анализа сущности государственного бюджета можно выделить следующие принципы формирования федерального бюджета:

1. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Говоря о стадии составления бюджета, нельзя не коснуться проблемы полноты отражения в нем доходов и расходов. Согласно ст.32 БК принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме [1].

В своей первоначальной редакции эта статья содержала важное дополнение: “доходы и расходы должны быть отражены в бюджете в полном объеме без вычитания доходов из расходов (или наоборот) (сальдирования)”. Известно, что сальдирование резко снижает прозрачность бюджета, между тем, в российской бюджетной практике оно применяется весьма широко. Например, в законах о федеральном бюджете всех последних лет предусматривалось направление Правительством на различные цели средств, поступающих от возврата ранее выданных из федерального бюджета ссуд и в качестве платы за пользование ими, без указания конкретной суммы соответствующих поступлений. [17. С 80].

2. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета.

3. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

4. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Так, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

5. Принцип достоверности бюджета. Реалистичность доходов и расходов бюджета означает, что при составлении и утверждении проекта бюджета доходы и расходы не должны быть ни занижены, ни завышены. Однако на практике зачастую случается занижение показателей бюджета. Это впоследствии влечет за собой необходимость внесения изменений в бюджет, так как исполнение бюджета на практике показывает, что показатели бюджета не соответствуют реальным доходам бюджета. Однако никаких санкций за занижение показателей бюджета не предусмотрено в бюджетном законодательстве Российской Федерации.

6. Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

7. Принцип получения максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

Страницы: 1 2 

Экономическая аналитика:

Аккредитив как форма безналичных расчетов
Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика осуществлять оплату товарно-транспортных документов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Аккредитив открывается банком покупателя ...

Анализ лицевых счетов открытых в муниципальном казначействе
В 2010 году началась реформа бюджетной системы, основанием которой послужил Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года. Стоит сказать, что в соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть(рис.2) Виды лицевых счетов, обслуживаемых в отделе платежей Ленинского района Управления ...

Анализ относительных показателей финансовой устойчивости
Финансовые коэффициенты представляют собой относительные коэффициенты финансового состояния предприятия. Они рассчитываются в виде отношения абсолютного показателя финансового состояния и их линейных комбинаций. Финансовые коэффициенты разделяются на: 1. коэффициенты распределения – применяются в т ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru