Современная бюджетная система России

Страница 1

Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической политики. Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято назвать бюджетным устройством.

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы Российской Федерации. В Бюджетном кодексе России, на основании которого осуществляется правовое регулирование бюджетных проблем, эти принципы сформулированы следующим образом[13]:

- единство бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Реализация указанных принципов бюджетной системы означает прежде всего единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведения бухгалтерского учета их средств, единство форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации и правовой базы. За органами государственной власти и органами местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы России закрепляются определенные виды доходов (полностью или частично) и полномочия по осуществлению расходов. Законодательным (представительным) органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Бюджетные средства направляются на финансирование определенных целей в адрес конкретных получателей этих средств. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название "регулирующие доходы". Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов. При этом принцип самостоятельности бюджетов наряду с наличием собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ предусматривает законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов.

Принцип самостоятельности бюджетов предусматривает также право органов государственной власти и органов местного самоуправления самим определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, Потери в доходах и дополнительные расходы, возникшие в ходе исполнения законов (решении) о бюджете, не могут быть компенсированы за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российском Федерации.[14]

В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система страны, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, состоит из трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации;

- третий уровень - местные бюджеты. [15]

Федеральный бюджет является основным финансовым планом Российской Федерации. Именно через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.[16]

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) является формой образования и расходования денежных средств предназначенных для использования в организациях и на предприятиях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые и областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.[17]

Страницы: 1 2 3

Экономическая аналитика:

Составление квартального финансового плана предприятия
Целью финансового планирования на предприятии является определение потребности в финансовых ресурсах, исходя из имеющихся производственных планов, и источников, имеющихся для этого. Основными этапами финансового планирования на предприятии являются: а) подготовка исходных данных: - приведение балан ...

Современные проблемы инвестиционных фондов в России
В системе национальных счетов России статистика инвестиций (капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины, здания, сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в «знания», «интеллект», научные исследования и образование. Под инвестициями понимаются те экономические ресу ...

Инвестиционный налоговый кредит - льгота по налогообложению инвестиционной деятельности
Инвестиционный налоговый кредит (ст.66 Налогового кодекса РФ) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67Налогового кодекса РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьш ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru